«Вести» узнали, кто управляет движением автомобилистов и пешеходов в Новосибирске

4 августа 2018, 13:57
День светофоров отмечают завтра во всем мире. Трудно представить современные магистрали без электронных регулировщиков – на дорогах наступил бы хаос, – возможно, поэтому светофоры – в календаре международных праздников. Кто управляет движением автомобилистов и пешеходов в Новосибирске и когда у нас был установлен первый светофор?

Такой была бы жизнь на дорогах без светофоров. Ламповые, светодиодные, «двуглазые», трамвайные, железнодорожные, автомобильные, пешеходные... Стена Новосибирского монтажно-эксплуатационного управления – словно музейная доска.

Устройство, без которого трудно представить современную жизнь. Его история началась в 1868: первый светофор с ручным управлением появился в Лондоне. Разноцветные сигналы подавали газовым фонарем. Но уже через год система дала сбой – фонарь взорвался, ранил полицейского. И светофоры... запретили. Спустя сорок лет – второе пришествие: теперь уже электрический светофор установили в Кливленде, в 1930 – в Ленинграде, а спустя еще десять лет техника дошла и до Новосибирска.

Ксения Климина, корреспондент: «Именно на этом перекрестке в Новосибирске появился первый светофор в 40-х годах прошлого века – власти беспокоились о безопасности школьников, переходящих дорогу. Сейчас здесь стоит памятник, в народе его называют «городовой» – бронзовый регулировщик с удивлением смотрит на светофор и как бы передает эстафету от человека современной технике».

Сегодня в Новосибирске светофоров более четырехсот, контроль – дистанционно. Евгений Барсуков, словно дирижер, управляет транспортным ансамблем.

Евгений Барсуков, заместитель начальника Специализированного монтажно-эксплуатационного управления НСО: «Видите, уплотнение пошло-пошло-пошло, движение продолжает осуществляться и, когда уплотнение произойдет уже практически полностью, включится запрещающий сигнал светофора на улице Гоголя. Всё, поехали. Видите, никто никому не мешает. Все разъехались».

Система управления работает автоматически: радиолокационные датчики определяют интенсивность движения, передают сигнал, дальше меняется и скорость переключения светофоров: зеленый горит одновременно либо «волнами». Но даже такая «умная» система требует человеческого внимания – дежурные работают круглосуточно: сбой электричества, перегорела лампа, выкопали провод – бригаду сразу отправляют на место. В день – по сорок выездов.