• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

Участники строительства Новосибирской ГЭС рассказали, как покоряли строптивую Обь

16 октября 2013, 12:48
На гидроэлектростанции Новосибирска модернизация идет полным ходом, сообщает сегодня пресс-служба ГЭС. Здесь меняют турбины, новые с большим коэффициентом полезного действия. Интересно, что ГЭС могла появиться в другом месте мегаполиса и гораздо раньше, но проект не раз откладывали.

Здесь, где сейчас рабочие возводят новый мост, ещё пол века назад могла появится первая на Оби гидроэлектростанция. Место, по мнению проектировщиков, подходило идеально - река здесь достаточно узкая - не больше трёх километров. Однако в случае реализации этого проекта пришлось бы многим пожертвовать - затопить комсомольский мост, станцию Инская, всю железнодорожную ветку, связывающую Новосибирск с Барнаул. На дне водохранилища оказались бы и несколько крупных промышленных предприятий.

В итоге решили строить гидроузел в 18-ти километрах от города - рядом с деревней Нижние Чёмы. Работа закипела в 50-м. Шесть лет потребовалось рабочим, чтобы на месте торфяного болота соорудить плотину. К самому ответственному этапу - перекрытию реки - планировали приступить в 56-м. Ледоход той весной старался увидеть каждый новосибирец.

Антонина Подкозина, экскурсовод: "Идёт последний лёд, стоят люди в черте города и в черте города с мостов люди смотрят на вот эти проплывающие глыбы льда. Потом ледохода уже не стало".

В октябре с понтонного моста самосвалами начали сбрасывать в воду тонны грунта. Но строптивая Обь, вспоминает Анатолий Коновалов, не покорилась с первого раза. Шквалистый ветер с дождём и снегом спутал планы строителей.

Анатолий Коновалов, участник строительства Новосибирской ГЭС: "Первые тросы порвались, понтонный мост. Его снесло, ветер поднялся и сопротивление такое. Даже когда малый уровень воды так видно понтоны эти".

Вновь штурмовать Обь решили пионерным способом - одновременно с двух берегов.

Мария Коновалова, старожил: "Большие валуны валили, их сносит. Потом делали, связывали их и бросали, потом балку одну бетонную бросили, потом вторую. И только тогда начала река сдаваться".

На строительство новосибирской ГЭС ушло 16 тысяч железнодорожных составов грунта. Если все их выстроить в одну линию, они займут путь от Москвы до Хабаровска. На опорах гидроузла планировали строить не только автомобильную, но и железнодорожную переправу, но на неё денег не нашли. Никита Хрущёв, посетивший стройку в 59-ом, указал на медлительность работ и дороговизну проекта. Бюджет урезали - поэтому и бетонировать дорогу, соединившую два берега - решили только в одну полосу. Однако руководитель стройки, взвесив все "за" и "против", рискнул - проезжую часть обустроили с движением в обоих направлениях. Сэкономил на другом - облицовке здания ГЭС.




Loading...