В Новосибирске планируют ввести систему единого проездного билета


Введут ли в Новосибирске единый проездной билет? Об этом эксперименте, причем уже в ближайшем будущем, начали говорить в новосибирской мэрии. Купил билет - и можешь ехать с пересадками, но по одной цене. Такая схема действует, например, в Москве. Но чтобы система заработала - нужны финансовые вложения, техническое переоборудование и непростые кадровые решения. Кому выгодна реформа?
17 марта 2014, 00:00
Вести новосибирск

Введут ли в Новосибирске единый проездной билет? Об этом эксперименте, причем уже в ближайшем будущем, начали говорить в новосибирской мэрии. Купил билет - и можешь ехать с пересадками, но по одной цене. Такая схема действует, например, в Москве. Но чтобы система заработала - нужны финансовые вложения, техническое переоборудование и непростые кадровые решения. Кому выгодна реформа?

Купил 1 билет сроком действия, например на 2 часа, и катайся, сколько хочешь - неограниченное количество поездок на автобусах, трамваях, троллейбусах и 1 поездка на метро - по такому принципу будет действовать система единого проездного билета. Плюсы нововведения с точки зрения пассажиров: платить меньше - ездить больше. Нет смысла стоять в пробках, если можно пересесть на метро и миновать загруженные мосты под землей. В автобусах-трамваях ликвидируют кондукторов - оплачивать проезд будем с помощью терминалов. Транспортные предприятия сэкономят на зарплате.

Виктор Марковец, главный инженер муниципального казенного предприятия "Горэлектротранспорт": "При переходе на бескондукторную работу по нашему предприятию можно убрать одну из статей затрат - зарплата кондукторов, которая составляет 30% фонда оплаты труда нашего предприятия".

Однако сами кондукторы без энтузиазма восприняли новость о возможной потере рабочих мест, уверены - в общественном транспорте без них не обойтись.

Надежда Захарова, кондуктор: "У нас и так безбилетников полно, даже в пик, люди пытаются выскочить, хотя бы на 1 остановку, если будет терминал стоять, безбилетников будет намного больше, и транспорт будет в еще больших убытках, чем до этого".

В этом году 50 муниципальных троллейбусов и трамваев в качестве эксперимента оборудуют терминалами. Цена вопроса - 12 миллионов рублей. Сумма приличная, но в мэрии уверены - окупится. Хотя бы за счет того, что все финансовые потоки станут прозрачными. Скрыть покупку билета будет невозможно.

Александр Лаврентьев, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска: "Почему мы сегодня не можем обосновать: повышать тариф или оставить как сегодня? Потому что не можем представить затраты, которые несем, потому что не показывают пассажиров, которых везут за наличный расчет, потому что это налоги".

По разным оценкам от 15 до 30% наличной выручки кондукторы и водители сегодня кладут себе в карман. Поэтому в муниципальном предприятии горэлектротранспорт полагают, переход на безналичный расчет принесет пользу. И от новой системы перевозчики не только не потеряют, но выиграют.

Виктор Марковец, главный инженер муниципального казенного предприятия "Горэлектротранспорт": "Не потеряют по той причине, что исчезнет утечка денег, которая сейчас уходит в карман кондукторов, это самое главное".

Уже в этом году начнут создавать и единый центр для аккумулирования денег пассажиров. А уже центр в свою очередь будет рассчитываться с перевозчиками.

Валерий Жарков, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска: "Чтобы перевозчик получал оплату за выполненный рейс, а не за перевезенных пассажиров, и тогда отпадут вопросы по ночным и вечерним рейсам, если перевозчик не выполнит, не получит средства, отпадут вопросы гонок друг перед другом".

Конкретный механизм еще не выработан, но в управлении пассажирских перевозок уверены: технические возможности для перехода на новую систему есть.

Александр Лаврентьев, начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска: "Машино-час работы автобуса - бензин, зарплата - все подсчитывается, это есть в Питере, элементарно, выполняет 1 час работы - образно говоря - 10 рублей получи , 2 часа - 20 рублей получи".

Неизвестна пока и стоимость единого проездного. Называли сумму в 30 рублей, но это очень приблизительно. Например, в Москве, где подобная система уже действует, цена билета 50 рублей. Финансовая сторона вызывает больше всего вопросов. Если необходимо ехать далеко и с несколькими пересадками, то 30 рублей или даже 50 - приемлемая сумма, а если надо сесть в автобус ради одной остановки, не слишком ли дорогой будет проезд? Или если за 2 часа действия билета не удалось добраться до места назначения, что тогда делать? Покупать еще 1 билет? Платить вдвойне? У пассажиров насчет нововведений пока нет единого мнения.

Елена Анохина, жительница Новосибирска: "Плюсы - один раз заплатил и больше не надо платить, пока не кончится, в этом есть плюс".

Роман Мотовилов, житель Новосибирска: "Люди будут несознательно к этому относиться - это факт, будут вандалы - это факт, поэтому делать что-то ради того, чтобы что-то делать - бессмысленно".

Нонна Можейко, жительница Новосибирска: "Я считаю, кондуктор нужен, живой человек - есть живой человек, какое-то общение".

Водители маршруток еще более категоричны. Сегодня, получая деньги от пассажиров, они часть выручки тратят на бензин, часть на запчасти, часть себе на зарплату. А новая система безналичных расчетов предполагает покрытие расходов постфактум. Насколько это будет своевременно - вот главные опасения...

Иван Моисеев, водитель маршрутного автобуса: "Тут есть план, например, хозяину тысячу должны сдавать, грубо говоря, мы эту тысячу не вывезем - смысла нет переходить на карточки, проездные именно маршрутчикам".

Чтобы система сработала - придется не только в автобусах-трамваях устанавливать считывающие терминалы, но и на остановках, в магазинах, чтобы пассажиры могли без проблем покупать билеты. А это тоже затраты. Кстати, несколько лет назад, когда вводили пластиковые проездные: социальную карту, школьную, - люди восприняли новшество в штыки, а сейчас до 50% пассажиров передвигаются по городу без копейки в кармане. Возможно, и единый проездной точно также приживется со временем.

Елена Бобровская, начальник отдела диспетчерского управления Центра управления городским автоэлектротранспортом: "Привыкали с трудностями, пассажиры не могли привыкнуть поначалу, и не сразу перевозчики привыкли к безналичному расчету, потребовалось какое-то время".

Вся реформа рассчитана минимум года на 2. И для ее реализации необходимо подготовить не только перевозчиков, придется развивать систему контролеров и повышать штрафы для безбилетников. А самое главное - необходимо убедить горожан, если хотите, чтобы транспорт работал четко и без сбоев - платите.

читайте также