• Россия 1
  • Россия 24
  • Радио России
  • Радио Маяк
  • Радио Вести ФМ
ЮниКредит Банк

В регионах Сибири обсуждают возможности инклюзивного образования

19 марта 2014, 13:36
В Бурятии стартовала «Неделя инклюзии». Задача организаторов — показать, что люди с инвалидностью и с особенностями развития обладают теми же правами и обязанностями, что и здоровые. Это особенно важно для детей. В государственной программе «Доступная среда» заложены миллиарды на то, чтобы к концу 2015 года каждая пятая российская школа могла обеспечить равные учебные возможности для всех учеников. Успеваем ли?

Новосибирская область

Условия для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят, не имеющих таких ограничений, должны быть созданы почти в половине школ Новосибирской области. Цель, которая ставят перед собой региональные власти даже более амбициозна, чем федеральный стандарт. Решить школьную задачу в минобразовании обещают к 2016 году.

Одновременно с федеральным проектом «Доступная среда» стартовала и региональная программа. За три года инклюзивное образование стало доступным в большинстве районов области. Но пробелы есть, признают чиновники.

Дмитрий Метёлкин, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: «В сёлах этот вопрос в полной мере не решён. Должны быть выделены средства».

За парты садятся и учителя. Директора школ признаются: подготовить педагога к работе с особенным ребёнком намного важнее, чем установить пандусы. Для того чтобы дети с особенностями здоровья могли чувствовать себя комфортно среди сверстников — обычно в классе должны учиться не больше 3 таких ребятишек, считают педагоги. Иначе социализация будет не столь успешной. А главным достижением учителя будет сплочённость класса и возможность.

Томская область

Томск получил достаточное развитие в плане инклюзивного образования. В ряде школ реализуется программа «Дети должны учиться вместе», в детских дошкольных учреждениях к услугам маленьких томичей безбарьерная среда, переоборудуются школы. Самое время сделать следующий шаг — поработать с вузами, считают специалисты.

55 млн. рублей планируется потратить в этом году в Томской области на организацию доступной для инвалидов среды. Будут оборудоваться пандусы, поручни, тактильные указатели и информационные табло в учреждениях культуры, здравоохранения и профобразования. А семь школ региона получат средства на создание безбарьерной среды, это учреждения образования Асиновском, Бакчарском, Зырянском, Молчановском, Первомайском, Чаинском районах и школе № 7 города Колпашева. Два года назад в регионе появилось три таких школы, в прошедшем — ещё четыре. Что же касается вузов, то здесь работы ещё непочатый край, что и было отмечено в феврале на совещании в формате видеоконференции по реализации всероссийского проекта «Доступная среда».

Следующее совещание в подобном формате состоится через полгода. Цель будет проследить динамику работы по проекту в регионе. В ТУСУРе, например, есть центр сопровождения студентов с инвалидностью. Есть надежда на то, что за предстоящие полгода в Томске произойдут существенные изменения в лучшую сторону.

Забайкальский край

Федеральная целевая программа «Доступная среда» активно реализуется на территории Забайкальского края. В её рамках в 2014 году планируется оснастить специальным оборудованием 50 образовательных учреждений. К 2016-му эти показатели должны быть почти два раза больше.

Начинается инклюзивное образование ещё в детском саду. К примеру, в этом дошкольном учреждении Читы особенные малыши есть в каждой группе. По индивидуальной программе с ними занимается дефектолог, логопед и психолог. Чтобы создать по настоящему доступную среду, школы и детские сады края в ближайшее время оборудуют пандусами, в помещениях расширят дверные проёмы.

Валентина Чипизубова, начальник отдела Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края: «Проблема эта на сегодня у нас остро стоит. На сегодня у нас запланировано, что 12% таких школ будут оборудованы средствами доступными. Конечно же, эта задача на ближайшую перспективу — что у нас все школы должны быть оборудованы и пандусами и приспособлениями и расширены должны быть дверные проёмы и, кроме того, получено оборудование для слабослышащих, слабовидящих детей».

В стандартный комплект оборудования, которое устанавливают в учреждениях региона, входят сухой душ, мягкие модули, гимнастические мячи.

Средства на создание доступной среды выделяются из федерального и краевого бюджетов. Всего на эти цели планируется потратить около 80 миллионов рублей.

Республика Алтай

В Республике Алтай чуть менее тысячи детей-инвалидов. На сегодняшний день в основном они обучаются как на дому, так и дистанционными методами. Как таковое инклюзивное образование у нас в регионе находится в зачаточном состоянии.

Алена Казанцева, председатель комитета госсобрания — Эл курултай Республики Алтай: «К этому нужно идти поэтапно. Нужно готовить среду для того, чтобы было желание включить ребенка в эту среду. Есть зачаточные моменты, есть в 10-й школе МО г.Горно-Алтайск, в школе-интернате 8-го вида обучаются дети с синдромом Дауна. Это конечно на 90% желание родителей».

В текущем учебном году в Горно-Алтайске обучается 226 детей с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 111 детей. Основная часть детей школьного возраста посещают среднюю школу № 10. Такая школа у нас в Республике одна.

Если в Горно-Алтайске есть такая специализированная школа, то в селах детям-инвалидам приходится сложно. Каждый ребенок, несмотря на свой недуг, хочет быть среди сверстников, хочет общаться и быть понятым. Именно поэтому инклюзивное образование у нас в регионе должно обязательно найти свое отражение.




Loading...