Всю региональную систему социальной помощи населению будут кардинально менять


Менять надо - вопрос "Как?" сегодня главный. Как будут помогать самым незащищенным - детям-инвалидам, старикам, многодетным. Для выработки стратегии привлекли общественников. За опытом отправились в Ояшинский детский дом-интернат.
10 апреля 2011, 15:00
Вести новосибирск

Диме восемнадцать. Он в четвертом классе. Учеба дается нелегко. Диагноз позволяет вообще не учиться.

Дмитрий Настенко, воспитанник Ояшинского детского дома-интерната: "Я бы учился, мне нравится учиться, я без учебы никуда".

Трудно поверить. Не так давно здесь было все по-другому. Мрачные бараки. Сейчас здесь делают чудо. Ставят на ноги детей инвалидов, которые не могли ходить. И учат, дают профессию.

Лидия Чернышёва, заместитель директора Ояшинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей: "На примере этих двух мальчиков, я хочу сказать, что они поступили из Дубровинского интерната - не ходили, в результате восстановительного лечения, длительного, долгого, несколько этапов операцетивных, и вот, наконец, поступили в отделение реабилитации - занимаются творчеством, и результаты они достигают самые наивысшие".

Они перешли с первого этажа на второй - так говорят про этих мальчишек. То есть из отделения милосердия, где находятся дети в очень тяжелом состоянии, в отделение реабилитации. Здесь уже можно строить планы на будущее

Татьяна Матанцева, старший воспитатель Ояшинского интерната для умственно отсталых детей: "Чтобы они могли себя обслуживать, постирать, прибрать, помыть, приготовить как первое блюдо, так и второе, могли выбрать себе одежду, могли купить одежду, мы учим их пользоваться деньгами".

Здесь нашли способ, как открыть детям-инвалидам мир. Через спорт. Десятки ребят участвуют в областных, всероссийских и даже в мировых первенствах. Конечно, это специальные олимпиады. Но это реальная возможность ездить и общаться. Наташа летом отправится в Афины.

Наталья Янок, воспитанница Ояшинского дома-интерната: "Много чего посмотреть очень, города, какие там страны. Ты такая счастливая говорят, что везде бываешь, даже взрослые завидуют".

Взрослые и не подозревали, что большой спорт - это не только здоровье и общение. Достижения детей меняют отношение к ним окружающих.

Любовь Присмакина, директор Ояшинского дома-интерната для умственно отсталых детей: "Ну, как например, назовешь дураком ребенка, который был на соревнованиях в Америке, приехал, или в Греции - я там никогда не была, у нас в Ояше отношение к этим детям меняется. Вот понимаете, когда они аккуратно одеты, хорошо одеты, за собой следят".

Когда ребенку-нвалиду, сироте исполняется 18 лет дорога ему во взрослый психоневрологический интернат, перспектив никаких. Эта социальная гостиница, открытая недавно, попытка сломать грустную традицию - молодых людей здесь учат жить в обществе.

Им просто-напросто не дают пропасть. О такой гостинице мечтали давно - слишком больно было отправлять своих выпускников во взрослый интернат.

Любовь Присмакина, директор Ояшинского дома-интерната для умственно отсталых детей: "Там же и старики и совсем другой контингент и они после того, что они танцевали и пели, вдруг туда приезжают, у них нервный срыв. Мы когда увозили это дети старше 18 лет - они не могут жить самостоятельно, недееспособные, мы их увозили, они так плакали, и мы плакали".

Ирина - чемпионка, выиграла в специальной всемирной олимпиаде соревнования по снегоступингу. Одна из первых выпускников, которые остались в поселке. В социальной гостинице ребят учат профессиям, и присматривают за ними.

Ирина Коновалова, выпускница Ояшинского детского дома-интерната: "Деньги вот получаем, ездим всегда в Мошково, нас отпускают, потому что мы как - взрослые уже, нас отпускают".

Не случайно именно в Ояше провели заседание рабочей группы - задача которой реформировать всю региональную систему соцподдержки населения.

Сергей Пыхтин, министр социального развития Новосибирской области: "Мы посмотрели опыт Москвы, кстати, вот в Ояше встречался я с иностранцами, как эти вопросы решаются в Германии, Швейцарии, лучшее мы соберем".

К обсуждению - "Как реформировать соцзащиту?" пригласили общественные организации. Их предложения войдут в новый проект.

Татьяна Есипова, руководитель общественной организации "Даун-синдром": "Сейчас дети с синдромом Дауна, ну как правило если он воспитывается в семье, и прошел раннюю помощь, он попадает в обычный детский сад. И тут придется вопрос формирования толерантного отношения. Мы сами его формируем. формируем мелкими шагами - один ребенок появится в обычном детском саду, второй появится все-таки должна быть со стороны поддержка инклюзивного образования - не просто передовой детский сад, а каких-то управленческих решений их пока нет".

Предложений много и сотрудники ояшинского дома-интерната тоже внесли свое: хотят построить деревню - несколько домиков для выпускников.
Любовь Присмакина, директор Ояшинского дома-интерната для умственно-отсталых детей: "Мы хотим, чтобы дети, не имеющие родственников жили около нас в нашем поселке и были, по крайней мере, первое время под нашем патронажем".

Детский интернат, гостиница, социальная реабилитация, а дальше самостоятельная жизнь. Комплексный подход, который развивают в Ояше, нужен и областному центру, где в семьях живут сотни детей-инвалидов.

Сергей Пыхтин министр социального развития Новосибирской области: "Потребность есть и большая, я считаю, что мы в этом плане не дорабатываем по работе с детьми-инвалидами. Как можно ранняя диагностика, как можно раньше поймать состояние ребенка и подключиться, и коррекцию провести своевременно. В Новосибирске нужно делать это обязательно. Вот по Ояшу сейчас результаты пойдут, и я буду выходить на губернатора на создание подобного центра".

Не спрятать инвалида за стенами учреждения. Позволить жить обычной жизнью. Ояшинское чудо, которое делают люди.

читайте также