Зачем поменяли процедуру техосмотра? Кто в плюсе? Кто в минусе?


28 июня 2011, 00:00
Вести новосибирск

Процедура оценки автомобилей стремительно реформирована. Госдума сразу в двух чтениях приняла закон. Тот самый, что прозвали отменой техосмотра.

Хотя этот никакая не отмена, а передача в другие руки. Почему реформа проведена столь стремительно? Кто выиграл? Кто проиграл?

Мораторий на техосмотр - лучшее, что сделали для водителей за последнее время, считает Алексей. Талон на свой новый автомобиль он оформлял целый месяц. На первом техосмотре иномарки из салона инспектор долго проверял аптечку, ремни безопасности. Забраковал систему антиблокировки тормозов.

Алексей Чирков, автомобилист: "Они должны были знать, существует регламент, существуют таблицы для машин с АБС, для машин без АБС, а они всех загоняют на общий стенд, заставляют одинаково тормозить".

Больше на техосмотр к инспектору Алексей не поедет. Со следующего года диагностику автомобилей будут проводить аккредитованные операторы. До 2014 года они полностью вытеснят сотрудников госведомства из этой сферы. Соответствующий закон приняли на этой неделе депутаты Госдумы - сразу в двух чтениях. Вот здесь и начинаются сомнения - к чему такая скоропалительность? Есть ли у этой спешки смысл? Версии.

1. Выборная гонка.

Версия первая - выборная гонка. Сергей Козлов её ярый приверженец. Ближайшие полгода для него, как уборочная страда для директора колхоза. Теоретик политологии собирает примеры политпиара. Мораторий и новые правила техосмотра считает ярчайшими из них.

Сергей Козлов, доцент кафедры политических наук и технологий Сибирской академии госслужбы: "Поскольку игра идёт на самом высоком уровне. Какими-то частными интересами каких-то групп влияния, в том числе милицейских генералов, можно ради этого пожертвовать, и ими просто пожертвовали".

Чем больше аудитория, тем эффективнее приём - неизменное правило политрекламы. Десятки генералов и тысячи инспекторов - никто, по сравнению с армией автомобилистов. И её ряды пополняются.

Лиана Пепеляева, депутат Госдумы РФ: "По тем данным, которые сейчас у нас есть, примерно 50 миллионов автомобилей сейчас у нас в стране. 50 миллионов - это огромная цифра, и автомобили приобретаются и приобретаются. Было у нас определенное затишье в последний год-полтора, но сейчас темпы продажи автомобилей в Новосибирске растут, и эксперты полагают, что к концу года они выйдут на докризисный уровень".

Впрочем, выборные размышления попахивают конспиралогией. Скорее, всё гораздо проще.

2. Борьба с коррупцией.

Цель законотворцев - задавить гидру коррупции, повысить безопасность на дорогах. Проводить техосмотр смогут и дилерские центры, и крупные СТО. Олег - хозяин сервисной станции уже оценил свои возможности. Вложение в диагностическое оборудование окупится уже через полгода, даже если пунктов техосмотра станет в 2 раза больше.

Олег Юрьев, владелец станции техобслуживания: "Если мы возьмём 450 тысяч автомобилей, возьмём, что каждый из этих автомобилей должен заехать раз в год хотя бы на ПТО, на сегодня в Новосибирской области их на официальном сайте ГИБДД числится 47 ПТО. Если туда зайти 450 тысяч, то простой арифметикой можно подсчитать, что чистых денег это будет 100-150 тысяч. Соответственно, окупаемость проекта ТО будет составлять порядка полугода, не более того".

150 тысяч - это зарплата владельца пункта техосмотра. Официальная. При стоимости самой процедуры в несколько сот рублей. А если техосмотр не проходить, а покупать? По подсчётам минэкономразвития в течение года россияне выкладывают за техосмотр и получение прав более 24 миллиардов рублей. Около полумиллиарда рублей по скромным подсчётам - доля новосибирцев. Кстати, в Новосибирской области 47 пунктов техосмотра. Проблема очередей в них - именно на неё и обратил внимание президент страны, решалась легко. Открытием новых ПТО. Почему этого не сделали? Этот вопрос мы задали в управление ГИБДД области ещё неделю назад. А ответа так и не получили. Но, возможно, он есть в учебниках экономической теории. Глава - регулируемый рынок. Основные черты явления - контролируемое количество участников, контролируемая прибыль. Впрочем, одним законом гидру коррупцию не изжить, считает Сергей Козлов. На месте отрубленной головы вырастут несколько.

Сергей Козлов, доцент кафедры политических наук и технологий Сибирской академии госслужбы: "Ну, это как с ЕГЭ случилось на самом деле. Раньше брали ВУЗовские преподаватели, теперь школьные учителя. Так и здесь. Для того, чтобы получить эти деньги, которые раньше шли в тот карман, теперь будут конкретным исполнителям, которые будут выдавать эти талоны тем конторам, которые будут этим заниматься".

Исполнители - это операторы техосмотра. Их деятельность будет аккредитовываться. Ответственным за работу операторов назначен Российский союз автостраховщиков. Отсюда ещё одна версия. Новый закон пролоббирован страховыми компаниями.

3. Лобби старховщиков.

Поговаривают, что владельцы новосибирских ПТО уже послали своего гонца в Москву договариваться с акулами страхового бизнеса о сохранении своего бизнеса. Но эксперты уверяют, акулам и свою гавань нужно защищать.

Лиана Пепеляева, депутат Госдумы РФ: "Сейчас каков порядок? Вначале приобретается полис ОСАГО, потом машина регистрируется, и после этого осуществляется техосмотр. Мы предлагаем другой вариант проведения. Вначале техосмотр, потом от полиса ОСАГО, потом регистрация".

Если авария произошла по причине технической неисправности, компания может не выплачивать страховку. Но если неисправность по какой-либо причине не заметил оператор техосмотра, это уже другое дело. Ведь выбрали такого оператора сами страховщики. А значит, последние заинтересованы в качественном техосмотре. Кстати, на улицах действительно мало машин без дефектов. Хот бы потому, что предпочитают россияне иномарки, а заводские запчасти на них стоят дорого.

Олег Юрьев, владелец станции техобслуживания: "Люди восстанавливают запчасти и устанавливают их на машины. Просто никому не приходило в голову подать это на экспертизу и взыскать деньги с данной станции, которая занимается таким бизнесом. Это 100% выигрышное дело. Станция давала гарантию, если экспертиза докажет, что это произошло из-за восстановленной запчасти, то станция должна возмещать".

4. Борьба с заторами на дорогах.

По подсчётам экспертов в Новосибирске каждая вторая машина с дефектом. Отсюда версия - может, новый закон придумали для того, чтобы разгрузить улицы? Избавить их от пробок? Если техосмотр будет честным, многие участники движения из автомобилистов превратятся в пассажиров. Такая версия, кстати, была популярна, когда транспортный налог увеличили. Но тогда ставки были ниже. Если с новосибирских дорог убрать половину машин, обрадуются только таксисты. Страховщики потеряют клиентов, инспекторы ГИБДД смысл работы, и далее - по цепочке.

Эпилог.

Чтобы исключить все домыслы и заблуждения, мы отдали новый закон на юридическую экспертизу. Вот заключение. В тексте есть шероховатости и неточности, но в целом он даёт базу для стройной, понятной системы, где чётко распределены полномочия и компетенций властных органов, функции и ответственность коммерческих структур. Коррупция в такой системе будет бессмысленна, покупка техосмотра маловероятна.
Сергей Карпекин, юрист: "Для операторов просто не будет смысла выдавать, таким образом, талон техосмотра, потому что это прямая ответственность за ущерб. И будут проблемы с включением данных в общую базу данных. Потому что там достаточно большой объём данных надо собрать, поместить в базу данных. Так как без личного участия владельца и его автомобиля сделать это будет крайне сложно".

Единая база данных и должна обеспечить прозрачность всей системы. Правда, её создание пока лишь планы. Алексей Чирков надеется, что они станут реальностью. Если новый закон заработает в полную силу, на техосмотр ему придётся заглянуть лишь через 3 года. Как и другим владельцам новых машин.

Раз, два, три - три тысячи рублей. Именно такой, считают депутаты Госдумы, должна быть верхняя планка тарифа за прохождение техосмотра. Мол, эту сумму и платит среднестатистический московский автомобилист за получение заветного талончика. По этой логике техосмотр в Новосибирской области должен стоить в 2 раза дешевле. Но так ли это будет на самом деле? В этом вопросе точку поставит региональное Правительство. Благо, если эта точка станет последней.

читайте также