Зеленое золото: как трава может повысить обороноспособность страны?


В Доволенском районе начали зарабатывать на переработке излишков местной древесины. Доволенскому лесхозу удалось заключить выгодные контракты с китайскими производителями мебели. Российский лес вообще ценят за границей. Наша страна - один из мировых лидеров по экспорту этого сырья. Но, к примеру, у самого активного покупателя отечественной древесины - в Китае - вырубка леса сейчас запрещена из природоохранных соображений. Мы же рубим - чтобы заработать. Надолго ли хватит? Новосибирские ученые нашли способ сохранить хотя бы часть лесных массивов. Сотрудники института Цитологии и генетики предлагают - альтернативный источник целлюлозы. Важность момента в том, что после распада Советского союза в России не осталось территорий, где можно выращивать хлопок. И древесина сегодня - единственный в России источник этого стратегически важного вещества. Так вот в Академгородке научились выращивать траву, - которая способна заменить и хлопок, и дерево.
24 июня 2015, 14:25
Вести новосибирск

Сергей Вепрев, заместитель директора Института цитологии и генетики СО РАН: «Объявили нам в академии, что нужно искать источник целлюлозы в виду отсутствия в стране хлопка».

Результаты поиска – зеленое море вокруг. Мискантус. Злак, способный заменить и хлопок, и дерево для российской целлюлозной промышленности. В природе есть только на Дальнем востоке. Но специалисты сибирского отделения академии наук сумели вывести из дикой популяции сорт – способный расти, где угодно. Его так и назвали – мискантус «сорановский».

Сегодня, в июне, увидев это поле мискантуса –трудно сказать, что в нем такого – обычная трава. Чтобы понять, что эта травка особенная – надо приехать в августе, когда она вымахает под два метра да еще и метелки выпустит. Пока же выглядит как пырей и ведет себя так же агрессивно. Быстро занимает все свободное пространство. Да так, что настоящим сорнякам не пробиться. Сплошным ковром. Этому полю не нужна никакая межрядная обработка. И заново сеять не надо – растение многолетнее. У злака нет семян, то есть на соседние поля – случайно не перейдёт. К почве нетребователен. Растет там, где не вырастишь пшеницу. А уборка предельно проста.

Сергей Вепрев, заместитель директора Института цитологии и генетики СО РАН: «Каждый год по осени делянки все скашиваются и получаются вот такие тюки соломы – того самого сырья для производства целлюлозы».

В Ирландии и Германии, например, мискантус выращивают как биотопливо – его сжигают в печках, как дрова. С гектара - 10 тонн соломы. А в ней – четыре тонны целлюлозы. Причем выделить ее из мискантуса проще и дешевле, чем из древесины. И, самое замечательное: в отличие от деревьев, косить чудо-траву можно каждый год. Если размолоть солому в пыль – целлюлоза станет более доступной для бактерий. В этой лаборатории изучают, как с помощью так называемых «зеленых технологий» переработать мискантус в полезные для человека продукты.

Татьяна Горячковская, научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН: «Вот здесь лежит только мискантус – сахара здесь нет. И здесь будет спирт – его делают бактерии, которые едят прямо целлюлозу мискантуса».

Но большинство полезных человеку микроорганизмов – к примеру, дрожжи, бактерии, производящие инсулин или гормоны - целлюлозе предпочитают сахар. Так вот сахар из мискантуса тоже можно получить. Причем, такое питание для бактерий-сладкоежек из мискантуса будет дешевле, чем традиционные сахарные субстраты. Эксперименты идут и по улучшению самой целлюлозы.

Алексей Розанов, генный инженер: «Как раз здесь в этом реакторе мы проводим эксперимент по очистке целлюлозы от волосатости».

Если упростить - бактерии в этом водовороте сейчас грызут кристаллы целлюлозы. Генные инженеры рассчитывают, что в первую очередь съедят не сам кристалл, а то, что из него торчит, сделав его более гладким. Если эксперимент удастся, технология позволит создавать, например, ткани с новыми свойствами. Качественная целлюлоза – исключительно востребованный продукт.

Николай Колчанов, директор института цитологии и генетики СО РАН: «Из него можно получать ряд продуктов для текстильной промышленности – леоцел, из которого делают вискозу, во вторых – это исходное соединение для крупно-тоннажной химии, собственно целлюлоза. Речь не только о бумаге, а о гораздо большем количестве продуктов».

В институте цитологии и генетики по международной программе растение исследуют для шести стран мира - от Ирландии до Китая. Пока можно уверенно заявлять – качество СОРАНовского мискантуса выше, чем в европейском. Но гонка научных вооружений не останавливается. И сегодня на опытных площадках высаживают новые - дикие виды мискантуса, привезенные из экспедиций. Возможно, природа подскажет, как улучшить продукт. Для России, в которой невозможно вырастить хлопок, появление собственного возобновляемого источника целлюлозы – принципиальный момент. Достаточно сказать, что порох для военных делают именно из нее. 

читайте также