«Мусорная» концессия в Новосибирской области: расследование «Вестей»


Цыплят – по осени, а вот мусор – летом. Эксперты отчитались о бытовых отходах, которые в этом году вывезли на полигоны, о том мусоре, который переработали. Цифра внушительная – полтора миллиона кубометров. Неудивительно, что на этой неделе снова заговорили о так называемой «мусорной концессии». Экологи снова били в колокола – мол, участки выбраны с нарушениями, вред окружающей среде неизбежен. Корреспондент «Вестей» Дмитрий Щербаков решил закрыть глаза на природу – точнее, на то, что зовется «флорой и фауной», – и попытался понять природу денег, идей и перспектив мусорной концессии. Его расследование, похоже, вызовет бурную реакцию.
16 июля 2017, 11:00
Вести новосибирск

Дмитрий Щербаков, корреспондент: «Бутылку воды, пожалуйста. 20 рублей. Сразу после покупки цена этой бутылки воды превращается в ноль. Ее ценность – «можно утолить жажду». Остается лишь пластиковая упаковка – вот у нее точно ни цены, ни ценности, но только если такая бутылка – одна. Мусорный бак автоматически превращает ее в «сырье». Копейки, конечно. А если таких баков много? Целая свалка? Мусор становится золотым. А если его не одна свалка, а их десятки? Миллионы тонн мусора, миллиарды бутылок, бумага, стекло, черные и цветные металлы, и, конечно, плата за ввоз отходов. Мусор начинает слепить блеском бриллиантов».

Кстати, самое большое рукотворное сооружение на планете Земля – это не Египетские пирамиды, не Китайская стена, а полигон твердых бытовых отходов – свалка в пригороде Нью-Йорка.

Дмитрий Щербаков, корреспондент : «У меня в руках увесистая стопка бумаг. Именно они могут спасти мегаполис из удушающих объятий полигонов ТБО, и это никакая не мистика. Документы концессионного соглашения на переработку мусора. Перерабатывающие заводы, сортировка, вторсырье. Это все – концессия».

Концессия (от латинского concessio – «разрешение») – вид договора о создании или реконструкции за счет средств инвестора объектов недвижимого имущества. Инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу. Правительство Новосибирской области заключило концессионное соглашение на переработку мусора 22 июня 2016 года. Миллион вопросов, споры и даже митинги больше года сопровождают попытки региона решить «мусорную проблему».

Мы узнали, кто и на каком основании заключал договор, и почему беспокойство об экологии было напрасным, сколько на самом деле могут стоить 6,5 миллиардов рублей, как пятьдесят миллионов целковых поменять на двести тысяч и получить от сомнительной сделки выгоду, зачем борцы за экологию завалили жителей небольшого поселка тысячами тонн человеческих фекалий, и кто решил не ссориться из-за сора.

«Мусорные» концессионеры зашли в Новосибирск с Северо-Запада.

Юрий Туктаров, учредитель компании «Экология Новосибирск»: «Есть несколько факторов, которые снижают стоимость. То есть, ниже может быть, конечно!»

Евгений Ким, министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области: «Можно ничего не делать, просто взять полигоны и как валили – так и валить. Территория в России огромная, можно валить еще двести лет, только что останется?»

Юрий Туктаров: «Когда ты делаешь такой проект, необходимы гарантии для возврата инвестированного капитала».

«Молодой человек солгал: у него не было ни денег, ни квартиры, где они могли бы лежать, ни ключа, которым можно было бы эту квартиру отпереть».

Компания «Экология Новосибирск» появилась в столице Сибири с уставным капиталов в 10 тысяч рублей и с нулевым оборотом денежных средств на счетах компании, адским терпением и невероятными планами.

Вадим Агеенко, депутат Законодательного собрания Новосибирской области: «Концессионеры жили у нас с 2012 года, 4 года ничего не делали. Нулевые балансы».

С нуля бизнесмены писали то самое концессионное соглашение.

Дмитрий Щербаков, корреспондент: «Схема концессионных соглашений довольно странная. Бизнесмен предлагает свой вариант решения – прежде всего, с финансовой точки зрения – той или иной государственной задачи, вкладывает свои деньги, а потом получает прибыль. Это основополагающий принцип концессии. Если исполнительную власть предложение устраивает, начинается работа. Новосибирское правительство идея московских мусорщиков воодушевила, но не сразу».

Учредители «Экологии Новосибирск» несколько раз предлагали варианты решить проблемы утилизации и переработки мусора. Предложение от компании без оборотных средств не воспринимали всерьез. Неожиданно в начале 2016 «Экология Новосибирск» начала оживать, бизнесмены начали брать в долг. Нам удалось получить подтверждающие документы – вот они. 31 декабря 2015 года долг компании – 5 410 000 рублей. В апреле 2016 – уже 95 704 000 рублей. Подо что занимали деньги – остается только догадываться, но после того как был получен последний транш – мы к нему еще вернемся – лед тронулся!

В итоге, концессионное соглашение с перспективой заработка 121 миллиарда рублей и необходимостью вложить 6,5 миллиардов рублей подписывает компания, баланс которой – минус 95 миллионов рублей! Но вариантов у региона нет.

Молчанова Ольга Витальевна, заместитель председателя правительства Новосибирской области, министр экономического развития Новосибирской области: «Судьбоносный документ был подписан 22 июня 2016 года. В сухом остатке: компания «Экология Новосибирск» будет строить мусороперерабатывающие заводы с гарантированной бюджетом прибылью. Все средства, вырученные от продажи собранного на свалках вторсырья, – личное дело коммерсантов. Вот расчет прибыльности бизнеса: без подробностей – по 9 нулей до запятой. Миллиарды. В понятных человеку цифрах – прибыль компании от 3 до 8 миллионов рублей в день – на протяжении сорока лет!»

Согласно концессионному договору, «Экология Новосибирск» будет перерабатывать 25,7% от общего объема свозимого мусора. Лидер в переработке отходов – Япония – при самых современных технологиях перерабатывает только 12,3%. У Японии технологии нет.

Открытым оставался только один вопрос, какие деньги будут вкладывать в строительство полигонов и заводов бизнесмены, у которых на счетах минус 95 миллионов? Ответ – вот он: 145-страничный документ, его показывали только «нужным людям». Под невероятно прибыльный договор концессии Общество с ограниченной ответственностью «Экология Новосибирск» выпускает облигации на один миллиард рублей. Параллельно в банках лежат заявки от концессионеров на получение миллиардных кредитов. Денег не дают.

Красавцы и молодцы главные герои, учредители ООО «Экология Новосибирск»:

- Юрий Туктаров, юрист. Участвовал в рабочей группе по разработке предложений к проекту Федерального закона «О концессионных соглашениях». Автор практического руководства «Концессионное соглашение: правовая природа, сфера применения, порядок заключения и исполнения».

- Максим Спирин, генеральный директор ООО «ЭКО Технология ЛТД». В 2000-х, имея на руках лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами, заключил договоры на вывоз осадка сточных вод. Рекультивацию Спирин не проводил. В 2011 году уголовное дело было передано в суд. По версии следствия, деньги выводились на счета подставных фирм.

Ирина Гуменная, официальный представитель СУ СК по Московской области: «По версии следствия, Спирин, являясь генеральным директором и единственным учредителем ООО «ЭКО Технология ЛТД», в период с 1 июня 2006 года по 31 декабря 2007 года разработал схему уклонения от уплаты налогов. Он купил документы и оттиски печатей несуществующих фирм, зарегистрированных на подставных лиц. Затем заключил договор подряда с «Мосводоканалом» на вывоз с люберецких очистных сооружений обезвоженного остатка сточных вод, причем деньги за эти работы перечислил на счета подставных фирм».

- Валентин Бобырев. Работал в органах внутренних дел на «должностях оперативно-начальствующего состава». В 90-х – заместитель гендиректора ЗАО «Менатеп Импекс Компани», заместитель директора дирекции новых технологических проектов «ЮКОС», с 2002 по 2003 год – заместитель гендиректора компании «Базовый элемент» олигарха Олега Дерипаски. С должности заместителя Олега Дерипаски Бобырев перешел на должность замглавы администрации Новосибирской области. Депутат Государственной Думы Федерального собрания 4-го созыва.

Ни один из мусорных концессионеров, за исключением Максима Спирина, завалившего высушенными стоками Московской канализации деревни, не имеет опыта по переработке мусора. Зато есть соглашение с правительством Новосибирской области.

Первое в России концессионное соглашение заключено в 2016 году между администрацией Наро-Фоминского района Московской области и компанией-инвестором на новую автомобильную дорогу с современным мостом и путепроводом без привлечения бюджетных средств – полностью за счет частного капитала. В новосибирской концессии тоже есть исключительно частный капитал. В апреле 2016 года 5 миллионов рублей компания «Экология Новосибирск» заняла у своего учредителя Бобырева. Вот документальное подтверждение. Эти деньги могут и не вернуться. Расторгнуть договор может Арбитражный суд, если будут поданы иски. Все поводы – в документе.

Дмитрий Щербаков, корреспондент: «Статья 4 часть 5 Федерального закона о концессии. Я цитирую, это закон! «Концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции или монополизации».

Кстати, монополия – это структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Федеральная антимонопольная служба заняла выжидательную позицию. Прокуратура за день до подписания концессии поделилась с губернатором своими соображениями. Надзорный орган смутили лишь сроки подписания документа – нарушение в три рабочих дня. «Ничего серьезного».

Дмитрий Щербаков, корреспондент: «Происходящим в Новосибирске интересуются в Антикоррупционном комитете страны, однако от официальных комментариев отказываются – «не время». А время сейчас играет очень важную роль. Со слов концессионеров, они потратили на проектную документацию те самые долговые 75 миллионов – это по состоянию на сегодня. Если область расторгнет контракт, эти деньги придется вернуть – из бюджета. Но занимали ведь 95 миллионов! С каждым месяцем долги региона перед «Экологией Новосибирск» растут. К новому году, по экспертным оценкам, они могут достичь тех самых 95 миллионов – тогда затея с концессией закончится нулевой капитализацией, шумом в СМИ и необходимостью решить, что же делать с новыми концессионерами. Мусорный пирог плохо пахнет, но так манит перспективами и возможностью обкатать новые схемы».

читайте также