Есть ли в Новосибирске радиация? Проверку провели эксперты мобильной лаборатории

14.03.2018

От дороги подальше, поровнее местность: замеры радиации – тонкое дело. В плане сегодня – объехать 20 точек, все – вокруг НЗХК. Предприятие – мировой производитель ядерного топлива, потому контроль за фоном в округе – с пристрастием. В помощь радиометристу – машина-разведчик.

Олеся Герасименко, корреспондент: «Мобильная лаборатория позволяет исследовать радиационный фон и не только. Что внутри? Во-первых, непременный дозиметр, во-вторых, гамма-спектрометр (он позволяет исследовать удельную активность радионуклидов в почве, воде или, например, щебне), компьютер для обработки собранной информации. Здесь же есть аспиратор – для отбора проб воздуха на пыль».

Первый замер – у школы. Чисто. На другой точке фон в два с половиной раза выше.

Виталий Мякушко, ведущий радиометрист Службы мониторинга загрязнений окружающей среды: «Мы смотрим – 20, чего мы с вами не наблюдали на «Современнике».

Три шага в сторону – дозиметр успокаивается. Повышенный фон – исключительно на дороге. Что с грунтом? Разбираться – задача других служб, если сочтут нужным. Показатели здесь хоть и выше, чем на других точках, но в пределах нормы, отмечает радиометрист. Разведку фона ведут и в стационарной лаборатории. От естественных радионуклидов не спрятаться, да и нет смысла. Опасны техногенные – например, цезий-137, стронций-90. В атмосфере они появляются вследствие аварий на атомных станциях. От них далекую Сибирь ни горы, ни океаны не защитят.

Ольга Чебыкина, ведущий радиометрист Службы мониторинга загрязнений окружающей среды: «Самый долгоживущий радионуклид – цезий-137. У него полураспад 30 лет. Он находится в воздухе. В результате ветрового подъема с почвы, в результате вымывания из высоких слоёв атмосферы он выпадает на горизонтальный планшет либо улавливается нашими установками».

Так было и с чернобыльским цезием. Сегодня последствия той аварии в области сошли на нет, уверяют радиометристы, да и в целом, призывают новосибирцев не бояться радиоактивных баек.

Вера Черешинская, начальник лаборатории радиационного контроля Службы мониторинга загрязнений окружающей среды: «В каждом районе стоят посты. На этих постах идёт измерение ионизации воздушной среды (как раз приборами, дозиметрами) на гамма-излучение, то есть какая гамма-активность. У нас превышений нет».

Любое превышение фона заметят тут же и сообщат куда нужно. Серьёзных нарушений не было уж больше 10 лет. В Службе мониторинга надеются, что и впредь не будет.