Памятник «Последнему каравану»: военную экспедицию речников увековечат в Новосибирске

17.04.2019

Обь-Енисейский канал построили в конце XIX века, чтобы связать две великие реки. Российские купцы хотели возить грузы через глухую тайгу по воде. Но другой великий проект того времени - Транссибирская железная дорога, оказался более выгодным. Канал превратился в заброшенный памятник освоению Сибири. А в военном 1942 году о нём вспомнило советское руководство. Речники прошли Обь-Енисейский от начала до конца.

Подробности секретной экспедиции сегодня восстанавливают энтузиасты.

Игорь Бабушкин, президент общественной организации «Ветераны силовых структур»: «Это были профессионалы, был в составе даже человек, который в 20-х годах проходил по этому каналу. Отец у него был капитаном, и он был в составе экспедиции единственным, кто прошёл этот канал и видел его "живьём" в судоходном состоянии».

Офицеры в отставке уверены: старый канал планировали использовать для доставки никеля из норильских месторождений. Он был необходим стране для производства оружейной стали. Транссибирской магистрали угрожала Квантунская армия: по худшему прогнозу японцы могли дойти до Кузбасса. Можно ли использовать альтернативный, заброшенный водный путь, должны были выяснить участники экспедиции - новосибирские и красноярские речники.

Четыре небольших парохода в то лето, буквально, штурмовали канал. Моряки строили запруды, ремонтировали шлюзы, пришлось даже частично разбирать суда, но задачу выполнили. Много лет спустя по их следам прошли новосибирские автопутешественники. Они собственными глазами увидели остатки заброшенных конструкций канала и убедились: провести суда по мелеющему, заброшенному каналу было подлинным героизмом.

Сергей Гриднев дважды проходил вдоль канала и не скрывает эмоций.

Сергей Гриднев, участник трофи-экспедиции «Сибирский марафон»: «Нет, ребята, нет... это невозможно. Это был каторжный труд. Протащить суда - это было неимоверно. Там, где мы в 2001 году на Язёвой рыбачили: щук, язей, то сейчас там вообще нет воды».

Проект памятника «Последнему каравану» Обь-Енисейского канала уже утверждён на городском худсовете, и с наступлением тепла в сквере за «Водником» начнут готовить площадку для его установки. Открытие, предположительно, в сентябре, в день, когда завершилась легендарная экспедиция.

Антон Лучанский, корреспондент: «Прямого отношения к Университету водного транспорта героические речники, конечно, не имели. Он появился позднее, но примером для будущих профессионалов они, несомненно, быть достойны».