Участники строительства Новосибирской ГЭС рассказали, как покоряли строптивую Обь

16.10.2013

Здесь, где сейчас рабочие возводят новый мост, ещё пол века назад могла появится первая на Оби гидроэлектростанция. Место, по мнению проектировщиков, подходило идеально - река здесь достаточно узкая - не больше трёх километров. Однако в случае реализации этого проекта пришлось бы многим пожертвовать - затопить комсомольский мост, станцию Инская, всю железнодорожную ветку, связывающую Новосибирск с Барнаул. На дне водохранилища оказались бы и несколько крупных промышленных предприятий.

В итоге решили строить гидроузел в 18-ти километрах от города - рядом с деревней Нижние Чёмы. Работа закипела в 50-м. Шесть лет потребовалось рабочим, чтобы на месте торфяного болота соорудить плотину. К самому ответственному этапу - перекрытию реки - планировали приступить в 56-м. Ледоход той весной старался увидеть каждый новосибирец.

Антонина Подкозина, экскурсовод: "Идёт последний лёд, стоят люди в черте города и в черте города с мостов люди смотрят на вот эти проплывающие глыбы льда. Потом ледохода уже не стало".

В октябре с понтонного моста самосвалами начали сбрасывать в воду тонны грунта. Но строптивая Обь, вспоминает Анатолий Коновалов, не покорилась с первого раза. Шквалистый ветер с дождём и снегом спутал планы строителей.

Анатолий Коновалов, участник строительства Новосибирской ГЭС: "Первые тросы порвались, понтонный мост. Его снесло, ветер поднялся и сопротивление такое. Даже когда малый уровень воды так видно понтоны эти".

Вновь штурмовать Обь решили пионерным способом - одновременно с двух берегов.

Мария Коновалова, старожил: "Большие валуны валили, их сносит. Потом делали, связывали их и бросали, потом балку одну бетонную бросили, потом вторую. И только тогда начала река сдаваться".

На строительство новосибирской ГЭС ушло 16 тысяч железнодорожных составов грунта. Если все их выстроить в одну линию, они займут путь от Москвы до Хабаровска. На опорах гидроузла планировали строить не только автомобильную, но и железнодорожную переправу, но на неё денег не нашли. Никита Хрущёв, посетивший стройку в 59-ом, указал на медлительность работ и дороговизну проекта. Бюджет урезали - поэтому и бетонировать дорогу, соединившую два берега - решили только в одну полосу. Однако руководитель стройки, взвесив все "за" и "против", рискнул - проезжую часть обустроили с движением в обоих направлениях. Сэкономил на другом - облицовке здания ГЭС.