Путепровод над Красным проспектом возводили рабочие, строившие Московский университет

18.10.2013

Эта почтовая открытка начала 20 века. Виадук Алтайской железной дороги попал на нее не случайно. Современные архитекторы до сих пор искренне восхищены мастерством новониколаевских мостостроителей.

Игорь Поповский, архитектор: "Стенки стоят не перпендикулярно железнодорожному пути, и соответственно, арка двоякой кривизны, то есть более сложной кривизны, потому что улица проходила не под прямым углом".

Виадук около автовокзала дожил до наших дней в неизмененном виде. Как и тоннель на Владимировском спуске. В этом году сооружению ровно 100 лет. Этот тоннель стал своего рода воротами для жителей Нахаловки в центральную часть Новониколаевска, ведь их разделяли железнодорожные пути, и потом он еще долгое время был единственным окном в цивилизацию для местных хулиганов.

Нахаловкой место прозвали потому, что еще жители Новониколаевска селились там незаконно, что говорится на птичьих правах. Скромностью и примерным поведением не отличались. Другие горожане лишний раз в этот район без надобности и не заглядывали. 

Юрий Лобанов, пресс-секретарь музея истории Новосибирска: "Есть легенда, что во времена НЭПа здесь часто происходили перестрелки между обитателями Нахаловки и милиционерами, и долгое время, как говорят местные жители, тоннель, сохранял следы от пуль, которые попадали туда во время перестрелок".

В 2000-е во время реконструкции, следы от пуль, говорят, затерли. А вот табличка с именами инженеров и строителей, написанная еще век назад, по-прежнему висит.

Кстати, этот тоннель в городском музее истории планируют включить в экскурсионную программу. А чтобы участники прониклись духом того времени, они смогут даже пошалить. И чем громче - тем лучше: в тоннеле звонкое эхо.
Путепровод в районе метро Гагаринской тоже не лишен загадки. Неизвестно, например, кто и когда спроектировал мост. Строили его в 1953-м. Тогда же шли масштабные работы по благоустройству города, возводили Октябрьский мост. Рабочих рук не хватало. А сроки поджимали.

Сергей Филонов, главный хранитель фондов музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина: "Настолько работы были авральные и важные, что перебросили на строительство путепровода над Красным проспектом рабочих, которые на тот момент строили Московский университет".

Кстати, путепровод мог выглядеть иначе. С высокими пилонами по бокам, декорацией в духе сталинского ампира. Но то ли времени на архитектурные излишества не хватило, то ли политическая обстановка повлияла. Незадолго до начала строительства умер Сталин.