Нелегальные перевозчики в Новосибирске не боятся штрафов и закона

09.03.2014

Это первая машина, которую правоохранители забрали у так называемого "бомбилы". Закон "О такси" вступил в силу еще в сентябре 2011 года. Тех, кто остался в тени правосудия, начали наказывать только сейчас.

Юлия Хабибуллина, оперуполномоченный управления по экономической безопасности ГУ МВД России по Новосибирской области: "В отношении задержанных составлены протоколы о правонарушениях по факту незаконной предпринимательской деятельности или без ее лицензии. Автомобили изъяты и поставлены на штрафстоянку до вынесения судебного решения".

До разделения рынка на черных таксистов - т.е. бомбил, и белых - тех, кто работает с лицензией, "кто и где может работать" решали сами перевозчики. Тогда самые прибыльные места - возле вокзалов и больших торговых центров - были закреплены за авторитетными водителями. Места делили группы. Переделы точек нередко доходили до разборок на ножах. Делят территорию и сейчас. Но теперь аргументами в спорах все чаще являются не понятия, а законы. Например, знаки возле торговых центров "стоянка для такси" разрешает работать только официальным перевозчикам. Впрочем, даже после того как изменились правила игры, методы остались старые.

Владимир Реутов, таксист: "Подошёл ко мне таксист знакомый и сказал, что желают со мной побеседовать бандиты. И буквально несколько секунд спустя прозвучали 2 выстрела".

Таксисты, которые работают легально, уверены - "бомбилы" до сих пор на рынке перевозчиков только потому, что им дают работу. Поймать машину на дороге не так то просто, гораздо проще вызвать машину по телефону, наверняка у каждого в справочнике есть 1-2 номера такси. Если нет, то поможет интернет - справочник предлагает нам более сотни различных таксомоторных предприятий, но мало кто знает, что большинство из этих компаний не являются такси в чистом виде. У них нет своих машин, они работают как диспетчерские службы, оказывают только информационные услуги.

Диспетчерские службы - это так называемые CALL-центры. Помещение, где сидят десятки операторов и связывают пассажиров с водителями. Они не несут никакой ответственности перед пассажиром при несчастном случае. Диспетчерские не могут гарантировать, что водитель трезвый и здоровый, а его машина исправна. В транспортном союзе Сибири уверены: такие предприятия фактически способствуют деятельности нелегальных предпринимателей.

Валерий Ильенко, президент транспортного союза Сибири: "Собралось сообщество - преступное сообщество, которое в экономической части подрывает экономику, в том числе и Новосибирской области, эта сеть как паутина запутала всю страну. Они зарегистрированы в Москве в Кургане, и проверить деятельность, даже если контролирующие органы по Новосибирской области, практически невозможно, ответственности никакой не несут. Запутали до того, что разобраться в их деятельности проблематично и ученым".

"Вести" решили проверить, какое будет такси, если вызвать его через диспетчерскую службу. Машина без опознавательных знаков. Водитель, не заметив, что его снимают, поделился: разрешение ему сделали знакомые за 1500 тысячи рублей. Медицинский и технический осмотры не проходит - в компании нет ни гаража, ни механика. Шашечек тоже нет специально, чтобы лишний раз не останавливали.

В транспортном союзе считают: разрушить тандем диспетчерских и нелегальных перевозчиков могут только федеральные законодатели. Вносить или нет поправки в закон "о такси" - сейчас решают в Госдуме и в Минтрансе. В Новосибирской области законодатели, обсуждая вопрос о выводе таксистов из тени, больше склоняются к методу "пряника" чем "кнута".

Сергей Титков, председатель комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области: "Ни в коем случае не надо ничего ужесточать - я наоборот говорю, я за преференции легальным таксистам. По Красному проспекту ты в два ряда стоишь в пробке, а по правой стороне троллейбусы, автобусы идут. И нарушители, которых фиксирует камера. А если это едет такси, то такси может проезжать".

Мужчина в капюшоне - таксист, пожелавший остаться неизвестным. Назовем его Сергей. Он уже 15 лет "бомбит". Говорит, никаких "преференций - пряников" не надо, выгоднее не платить налоги, не покупать за две цены страховку "для таксистов". И работать на себя. Но не "на дядю".

В борьбе за прозрачный рынок, именно "бомбилы" попадают под удар полицейских. Это значит, что их сейчас ждут контрольные закупки и штрафы. Сегодня официальное разрешение перевозить пассажиров получили больше 8 тысяч таксистов. Лицензию будут давать без ограничений до 1 июля этого года. После законодатели подведут черту и "заморозят" количество выданных разрешений. И официально получить лицензию можно будет, только если кто-то от нее откажется.