Полёт во вселенную на компьютерном кресле

13.04.2011

В центре подготовки к полетам Василий Бартош, бывал не раз. Наблюдал как космонавт, вместе с инструктором, отрабатывает тактику поведения в безвоздушном пространстве. Новосибирский компьютерщик пытается понять - что нужно космонавту, чтобы прочувствовать все прелести космического полета еще в тренировочном модуле. Собранные данные Василий Бартош использует для создания более совершенных моделей компьютерных тренажеров. Программы созданные в новосибирской лаборатории, точно виртуальный взгляд в Космос. Это все то, что космонавт может увидеть в иллюминатор космического корабля.

Василий Бартош, начальник отдела виртуальной реальности: "Может видеть все в черно-белом изображении. Видеть с пересветкой из-за солнца, которое светит".

Работа компании началась с приезда в Новосибирск космонавта Леонова, который и предложил ученым Академгородка долгосрочное сотрудничество с центром подготовки к полетам. В стенах лаборатории специалисты изобретают свою фишку - графический движок, позволяющий без участия компьютерного железа, генерировать любую картинку, моделировать и анимировать различные жизненные ситуации. Задолго до появления всемирно известной картины "Аватар" в Академгородке уже знали о проекте стерео 3D все. Тренажеры такого качества, созданные новосибирскими программистами, уже успешно работали на отечественную космическую отрасль.

Ирина Травина, директор компании: "То есть можно было не выезжать никуда, надеть очки и посмотреть, как все устроено в 3D изображении".

Тренировки по стыковке корабля, виртуальные варианты внутреннего устройства космических станций. Упражнения в виртуальной реальности космонавты начинают уже за пол года до полета. Это финальная часть их подготовки к волнительному и сложному в их жизни событию. А значит нужно здесь все для того, чтобы, выйдя на орбиту, космонавт легче перенес физические и эмоциональные перегрузки. Занятия на тренажерах - каждый день. За пару часов виртуального полета нужно проделать два десятка тренировочных стыковок. Все навыки отрабатываются до автоматизма.

Вот сейчас на экране монитора я вижу помехи - это специально воссозданная разработчиками ситуация, которая может возникнуть в космосе во время стыковки. И здесь очень важно, чтобы космонавт не растерялся.