Новый проект «IT-куб» запустили в школах Новосибирской области

24.11.2022

Кадров пока не хватает. Хотя в Новосибирской области эта отрасль - одна из ведущих в региональной экономике. Наравне со строительством и сельским хозяйством. Как новый проект, который запустили в новосибирских школах, поможет нарастить кадровый потенциал?

Россия экспортирует товары низкого передела сырьё, углеводороды, а передовые технологии покупает у других стран. За счёт этого обеспечивает высокий уровень жизни. Так было до февраля 2022. Пакеты санкций это вызов для реальной экономики, в том числе IT-отрасли.

Задача - за 2-3 года наладить отечественное производство критически важных систем. А людей не хватает. Хотя в Новосибирской области в этой сфере заняты 30 тысяч человек. Это четвёртый показатель после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Но сейчас вакансий в IT в три раза больше, чем желающих работать.

Новые проекты поддерживает государство - ввели налоговые преференции и кредиты с низкой ставкой. Самые востребованные бонусы - льготная ипотека, гранты, отсрочка от армии и мобилизации. И зарплата у айтишников привлекательная - средняя в регионе: 93 тысячи рублей.

«На федеральном уровне беспрецедентные в этом году развернуты меры поддержки IT-отрасли. Но такая задача глобальная как быстрое и качественное развитие IT-отрасли невозможно без подготовки кадров», - комментирует начальник управления стратегического планирования и финансового учёта Минцифры Новосибирской области Сергей Пустынников.

Задел на будущее - в профильных университетах увеличили набор в 1,5 раза. А для желающих сменить работу - стать, например, аналитиком или тестировщиком - государство готово оплатить переобучение. Будущих программистов готовят не только в вузах и техникумах, но и в школах. С третьего класса! Пока факультативно.

Юные инженеры изучают языки программирования в игровой форме. Василиса учится в 7 классе и это ее первое занятие по робототехнике.

«Как программа себя поведет, где есть сбой, можно как-то исправить - это иногда очень заинтересовывает. Это как в рисовании. Увидел что-то испорченное - можно стереть и заново нарисовать», - делится ученица средней школы №219 Василиса.

И в школах кадров не хватает. Решение нашли - проект «IT-куб» - недавно он получил субсидию от государства - 2 миллиона рублей. Специалисты дистанционно ведут занятия. Учатся - дети, педагоги - повышают квалификацию.

«Легко, интересно. Мы видим, как робот, если в стену вошёл, он переворачивается и летит. Когда мы будем программировать, мы уже этого ничего не увидим. Мы увидим, что ошибка и всё. И даже не будем понимать, почему ошибка», - говорит учитель информатики средней школы №219 Наталья Решетникова.

В проекте пока 15 школ региона - в основном в тех территориях, где есть дефицит учителей информатики.


«В основном – это сельские школы, это Кочковский район, это Кольцово - рабочий посёлок, это Кудряши - удалённые районы области. Барабинский район», - говорит руководитель центра дополнительного образования «IT-Куб» Владислав Махов.

Охватить могут 32 школы - могли бы и больше. Сдерживает нехватка оборудования. Этих роботов успели купить до февраля 2022. Аналоги в России есть и активно выходят на рынок. Участники проекта «IT-куб» сейчас тестируют образцы.

Разработки российских инженеров ценят за рубежом. Чаще покупают мобильные приложения, программы по кибербезопасности, обработке данных. Например, сервис геолокации 2ГИС популярен в 11-ти странах. Его на закате девяностых придумали в Новосибирске. Приложение есть в телефоне и у каждого второго россиянина.

И таких стартапов в России - тысячи. Если раньше айтишников интересовала краткосрочная прибыль, то сейчас самое время создавать фундаментальные проекты. Работы много. Некоторые предприятия реального сектора экономики до сих пор обрабатывают данные в экселе и других систем не знают. Запрос на автоматизацию растёт - было бы кому внедрять новые разработки.