В Новосибирской области вырастет стоимость проезда в общественном транспорте

16.02.2015

Этот автобус - ветеран новосибирского общественного транспорта. На маршруте с утра до вечера, в зной и мороз - ровно 10 лет. Его владелец признается - раньше такую технику продавали в соседние регионы и взамен покупали новую. Сейчас из нее выжимают "все соки" - ремонтируют до последнего - и то, как получится. Запчасти подорожали в полтора раза. Ремонт, бензин, зарплата водителей и кондукторов - три главные составляющие себестоимости автобусной перевозки - все они за последние 2 года выросли. Цены на топливо и запчасти диктует рынок, повышать зарплату требуют обязательства, которые подписывают перевозчики. Это предприятие еще год назад обратилось за повышением тарифа. Уже тогда себестоимость поездки составляла 21 рубль 50 копеек.

Николай Самойлов, директор группы компаний "ПАТП": «Отследить операции на общую инфляцию, которая составляет 5-6 процентов - это неправильно. Правильнее все-таки считать удорожание по нашей группе товаров, а оно составляет от 30 до 50 процентов. Поэтому мы конечно, с нетерпением ждем повышения тарифа для того, чтобы хотя бы частично компенсировать те затраты, которые сейчас несем».

Наталья Грибоедова, пассажир: «И так есть нечего, картошка дорогая, все дорогое - ужас, а лекарства? Я себя бабушкой ощущаю, потому что все очень дорого... Если еще и транспорт подорожает».

Каким должен быть тариф, чтобы и транспорт продолжал работать стабильно и для пассажиров он не стал роскошью? Вечная дилемма регулятора в этот раз оказалась, как никогда сложной. На дворе кризис. Население считает каждую копейку. Но и перебои в работе общественного транспорта - верный путь к росту социальной напряженности. Свежий пример - история с отменой электричек сразу в нескольких регионах страны. В Новосибирске первые признаки напряженности в транспортной сфере появились уже в январе - на крупном муниципальном предприятии "Горэлектротранспорт" начались задержки зарплаты.

Вячеслав Шубин, водитель троллейбуса: «У нас аванс 15 числа, зарплата 25. Там же написано, что должны все получать, а у нас выдают частями. 10 человек повесят список по алфавиту, а потом могут 3 дня не платить. Потом опять какой-то список повесят. А здесь, что обратились - да просто сказали, что зарплата будет не раньше февраля. А у многих кредиты, ипотека, всё же рассчитано по дням. А в банк же не придёшь, не скажешь: «Извините, мне зарплату не дали».

В это же время в конце января ряд депутатов областного парламента предложили тарифы на проезд в общественном транспорте заморозить.

Игорь Умербаев, депутат Законодательного собрания Новосибирской области: «У нас было даже предложение тарифы снизить, но потом пришли к компромиссному варианту - заморозить. Потери перевозчиков нужно компенсировать в том числе и из бюджета».

Но в сегодняшнем бюджете денег хватит в лучшем случае на выплату компенсаций за перевозку льготных пассажиров. Субсидировать остальных казна с объемом внутреннего долга, который в начале года подошел к пределу - уже не в состоянии. Как быть? В результате долгих консультаций с властями перевозчики умерили свои запросы, и вышли в департамент по тарифам с предложением - повысить плату за проезд на 2 рубля. Отдавая себе отчет - этот тариф не покроет всех издержек. Еще и потому, что пассажиропоток - снижается. Например, метро страдает не только от спада деловой активности населения, но и от запуска движения по Бугринскому мосту.

Владимир Кошкин, директор МУП "Новосибирский метрополитен": «Ввод Бугринского моста - потому что падение более приоритетное по станции "Речной вокзал". Это первые пассажиры, которые едут в Ленинский и Кировский районы. И третье - это те плюсы, которые имеет город за счет выделенной полосы на Красном проспекте. Это тоже дает возможность увеличения пассажиропотока на наземном транспорте и небольшое падение по тем станциям, которые находятся на Красном проспекте. Но там тоже снижение почему-то».

В итоге тариф на 2 рубля все же решили поднять для всех видов общественного транспорта. С 25 февраля проезд в трамвае и троллейбусе будет стоить 18 рублей, в автобусах - 19, в метро - 20. С этой даты всем льготникам проиндексируют и ежемесячные транспортные выплаты. Их подорожание проезда никак не коснется. Руководитель департамента по тарифам считает - повышенная плата за проезд все же позволит транспортникам немного развиваться. Но при условии оптимизации маршрутной сети.

Гарей Асмодьяров, руководитель департамента по тарифам Новосибирской области: «Мы говорим - что да, позволяют функционировать, да позволяют при определенной степени оптимизации со стороны регулируемых организаций проводить некоторые мероприятия по развитию, каким-то ремонтам усиленным. Но еще раз - с учетом той оптимизации, которую мы подразумеваем - и транспортной сети города Новосибирска, чтобы не допустить падения пассажиропотока, потому что это тоже проблемный момент, который имеет место быть на всех видах транспорта».

В начале года город принял в эксплуатацию транспортную модель - новый инструмент, который в том числе позволит оперативно отслеживать изменения в пассажиропотоке и оптимизировать работу транспорта. Как сильно это сократит его издержки - расчетов пока нет. Пассажиры ждут. Только один из опрошенных нами признался - рост тарифа на 2 рубля для его бюджета не критичен.

Кирилл Горбалев, пассажир: «Я бы не сказал, что это существенное повышение. Если бы на 5 рублей - да, а на два рубля - нормально. В принципе - кризис в стране, не удивительно, что повысился тариф».

Елена Веселова, пассажир: «Все равно существенно, если ты в день делаешь не одну поездку, а несколько - все равно ощутимо будет».