Жертвы большой воды

25.05.2015

Два ангелочка, венок и свежие фрукты - дань памяти двух погибшим мальчикам. Одежду 8-летнего Максима и 10-летнего Паши обнаружили 15 мая вот на этих блоках. Тела были найдены меньше чем через сутки вот в этом пруду. К реке ребята выезжали редко - далеко, да и на воде младший Максим держался плохо. Но в день трагедии - взяли велосипед и приехали сюда, под Бугринский мост. Местные видели мальчишек. Старший Паша любил и умел плавать, однажды даже спас человека. Воды не боялся. А здесь её было - больше чем когда-либо. Середина мая - пик паводка. Следы реки и сейчас видны на опорах моста. От мальчишек не было вестей несколько часов. Паша отчего-то не взял с собой мобильный. Дома - ждали.

Илья Циплихин, брат погибшего Павла Циплихина: «Как обычно он уходит гулять и часов в 8, полдевятого он приходит. А тут его не было. Ближе к 9 отец позвонил и сказал, что нашёл мокрые вещи».

Вечером начались поиски. Волонтёры, полиция, родные - исследовали каждый метр. Тела на трёхметровой глубине нашли водолазы. Родные уверены: их дети - жертвы паводка и недосмотра властей. Показывают на табличку "купаться запрещено" - она появилась уже после трагедии.

Евгений Доляшевич, отец погибшего Максима Доляшевича: «Привлечь нашу администрацию к ответственности. Здесь всё было затоплено. Школа в 200 метрах. Ни одного указателя , ничего не было».

Письма в прокуратуру, следственный комитет, детскому омбудсмену Павлу Астахову. Своих детей не вернуть. Уберечь чужих - ещё можно! Что произошло в тот день? Версии - разные. Самая неоднозначная: ребята решили поехать

Через технологическую дорогу на велосипеде. 15 мая - ещё плиты скрывала вода. Могли поскользнуться. По завершению строительства моста проезд должны были разобрать, однако на том, чтобы дорога осталась - настояли сами жители.

Ольга Майорова, жительница Октябрьского района: «Дорога для жителей, единственный въезд из частного сектора, либо нужно делать крюк и ехать через "Метро". Я считаю, что эта дорога для скорых, для пожарных очень нужна».

Однако в эту версию родители не верят. Велосипед на месте трагедии так и не нашли. Не исключают и насилия над детьми. Возможный вариант развития событий приводит следствие.

Павел Полетаев, следователь Следственного отдела по Октябрьскому району г. Новосибирска СК РФ по Новосибирской области: «Основная версия - что они полезли в воду в месте непредназначенном для купания. Ввиду того, что вода была всего 14 градусов, мы можем предположить, что мышцы свело, и они утонули».

Скорее всего, несчастный случай - без следов криминала - полагают следователи. К воде детей могло привести банальное любопытство? Прогулка - как приключения. В 8-10 лет - улица детям не кажется угрожающей. Оценить свои силы и опасности, возможные за порогом, дома ребёнок в полной мере не в состоянии. Розыск всех пропавших детей Новосибирска вместе с полицией ведут волонтёры. Мария руководит самым крупным добровольческим отрядом в городе. Помогать ей готовы больше трёх тысяч человек. Рассказывает: исчезнувшие дети находятся, в подавляющем большинстве случаев. Оправдания: заигрался, не посмотрел на часы, получил двойку - побоялся идти домой.

Мария Парватова, руководитель волонтерского поискового отряда "ДоброСпас-Новосибирск": «Больше 50 процентов занимают именно такие случаи. Мы безудержно этому рады, поскольку дети живы. Как правило, дети не задумываются, что родители их могут искать».

Детьми постарше чаще движет не жажда приключений. Подросток уходит из дома - чтобы самоутвердиться, освободиться от гиперопеки. Главное - сделать! Но забывают о последствиях. Похожие мысли приходят в голову и подростку из состоятельной семьи, и, к примеру, из детского дома. Как оградить дочку или сына от опасности? Пугать и запрещать - не выход. Сработает эффект бумеранга. Лучше договариваться.

Ольга Андронникова, декан факультета психологии НГПУ: «Я делаю вот это, ты делаешь вот это. И тогда у ребёнка есть желание заботиться о вас. А если только наказывать - это не работает. Возраст на тот. Но только не нужно надеяться, что он пообещал и всё. Договариваемся, передоговариваемся - есть система поощрений».

Лето, когда дети уходят на каникулы, - самое тяжелое время для волонтёров-поисковиков. Сообщения о пропавших детях появляются едва ли не каждый день. По статистике, не вернётся домой никогда каждый 10-ый ребёнок. Но пропасть из поля зрения родителей едва ли смогут занятые дети. Летние лагеря, секции, временную подработку через интернет сегодня можно найти даже подросткам.