Северный хлеб: сибиряки вступают в битву за урожай

19.10.2015

Уборочная-2015. Северный район. Зерноток. Склады водители берут штурмом. Заносит. Топкая грязь. Недавно дорогу отсыпали, но снова размыло. Осень. Затяжные дожди, суровый климат. Родина - говорит Анатолий. Водитель. с годами научится любой - покорять бездорожье. 25 лет за рулем. Зерно - это их хлеб. Средство существования.

Анатолий Кузнецов, водитель: «Я не тону нигде, у меня маленькая машинка.. За столько лет уже привык к такой грязи. Мне ничего не страшно».

Пшеница Новосибирская. Особые сорта - средне и скороспелые. На этих землях сложно вырастить хлеб. Природа, кажется, против. Пшеница, кажется, вообще не должна расти. Низины, болотистые почвы, а они сеют. Каждый год. Вопреки. Это урожай-2015. То, что успели собрать в перерывах между дождями.

Сергей Туровец, руководитель сельхозпредприятия: «В том году у нас была 16,1 в том году, урожайность по зерновым, нынче начали молотить мы 18 с половиной, сейчас 12 с половиной, все из-за погоды - теряется урожай».

Потери - невозвратные. Еще тяжелее от того, что спасти, предотвратить не могут. Северной район. Рядом граница с Томской областью. Тайга. Суровый климат. Холоднее, чем в Новосибирске. Здесь каждый год пытаются договориться с погодой. В этом видимо, на разных языках. Не 1-го августа, а только 21-го- зашли в поле. И в сентябре - всего шесть погожих дней. Работа на износ. На пределе сил и возможностей - техника, люди. Молодой комбайнёр. Эта красная Нива - его старше. Скрипит. Дребезжит. Но дело знает. Денис в хозяйстве передовик. Старенький комбайн и он - команда. После техникума. Куда дальше - Денис не решил. Пока дома, в хозяйстве. Здесь работает отец - вот он идет следом, на комбайне. Брат сейчас на других полях. Пашет зябь. Сельская династия. Труженики. Покоряют крошечные северные поля. Кое-где даже меньше футбольных. Сверху смотришь - муравьи. Все силы здесь. Механик плечом к плечу с комбайнером, в кабине. На случай поломки машины. Быстро найти, устранить, не терять время. Без передышек. Только на обед. Здесь же - в полях. В спешке. Они не знают - во сколько закончится этот рабочий день - скорее всего, ночью. Если в планы снова не вмешается дождь. Такая малость - хорошая погода, но решает все в битве за урожай. Не только техника, уверен передовик Денис Сажин. И на той, что есть - работать можно. Молодежь, говорят, уезжает из села. Трудно. Грязно. Скучно. Его не тянет. Это родина. Здесь дом. Лишь бы была работа. В километре отсюда еще нетронутые поля. Посеревшие колосья пшеницы. Мокрые от переизбытка влаги. Пятый - не самый низкий класс, но сложно продать. И невыгодно. Как никогда - даже предательски - в этом году себя ведет природа. Точно сердится на селян. Смешивает планы. Труд портит. Даже на полях, где пшеницы уже нет - ее следы. Коварные. Кое-где в полях ярко-зеленые проталины - как будто весной, но пашню совсем недавно обработали - готовят к будущей посевной. В почве очень много влаги - из-за дождей, и поэтому снова растет трава. Сорняки. Бороться уже в следующем году. Пока гектар за гектаром - задача убрать урожай. Побыстрее. И под крышу. У колхоза наша родина - около четырех тысяч посевных площадей. В Северном районе столько никто не сеет.

Сергей Туровец, руководитель сельхозпредприятия: «Я думаю, что сохраним все равно, это для Северного района очень много. Все уже, Северный район - хозяйства свернули свою деятельность, мы остались – южане».

Звучит как шутка - но это, действительно юг. Северного района. Для урожая, вроде бы, условия здесь более благоприятные чем у других. Северян. Грязи чуть поменьше. Но грязь - не повод не пахать. Где-то уже всходят озимые. Где-то - зябь… задел на будущее.

Иван Воробьев, начальник управления сельского хозяйства администрации Северного района: «Будем пахать, хозяйства даже до самого последнего снега будут пахать зябь, потому что даже самая поздняя лучше самой лучшей весной вспашки хорошей - поэтому будем до самого последнего».

И даже ту, что уже проросла - не оставили. Убрали все, до последнего зернышка. Сушка на складах. Подработка. Хватит на семена. Пятый класс - и тот продадут. В прошлые годы же продавали. А на будущий знают, где еще немного земли распахать. Даже если на полевых дорогах, в грязи будут тонуть комбайны. Выращивать хлеб - большой крестьянский труд. Кому - если не им. Хоть какая-то забота.