Третий лишний: поддержка отечественной фармацевтики или приговор для больных

13.12.2015

В расцвете сил, недавно женился, отпраздновал рождение внучки - счастлив. Хочет жить. Четыре года назад Александру Степанову пересадили почку. Теперь,чтобы жить утром и вечером горсть таблеток. Их получает по льготе. Все зарубежного производства. Замена на российские пугает.

Александр Степанов, Пациент: « Страх того, что рано или поздно может наступить та ситуация политическая, военная, какая угодно в результате которой эти лекарства не будут поступать к нам. Что там будет выпускаться неизвестно, какое будет состояние после этих препаратов непонятно. На примере коллег, которые принимают отечественные препараты. с их слов мне известно,что у них изменились показатели не в лучшею сторону. Быть подопытным кроликом не хочется».

Остаться без льготных качественных иностранных лекарств, прежде всего боятся люди с пересаженными органами, диабетики, сердечники и онкологические больные. Их организм и так на грани выживания. Какие уж тут эксперименты с заменой? В прямом эфире канала «Россия 24» с Антоном Лучанским пациенты высказываются - принятое правительством табу на закуп иностранных препаратов при наличии двух российских аналогов - приговор для больных.

«Я наблюдала как один из наших коллег имеющий пересаженную почку на дженериках потерял эту почку. Те, у кого хватит денег, конечно, будут покупать оригинальные препараты всеми правдами и неправдами их доставать, потому что они хотят жить. Те люди у которых на это не будет денег - это особенно касается одиноких инвалидов, естественно они будут тихо, мирно умирать. Понял. Если им не пойдет препарат».

В министерстве здравоохранения области уверены - никаких опытов на больных людях государство не ставит. Если человеку необходимо лекарство, которому нет аналогов в России - купят именно его, импортное. Если замена есть -  отечественное. В списке, который ограничивает закупки - 608 препаратов. Только половина из них сейчас производится в России.

Олег Иванинский, Министр здравоохранения Новосибирской области: « Большое количество фирм производителей сейчас локализовало свои производства в РФ. И фактически это уже сейчас является отечественным препаратом даже если идет не производство, а только фасовка сегодня. Подавляющее большинство дженериков, которые производят на территории российской федерации. Задача одна сегодня. Не ухудшить качество лечение больного. Такая задача поставлена и федеральным министром сегодня».

Задача государства дать возможность для развития собственной фармбезопасности. Одно дело,когда к нам не везут сыр, другое, если перестанут поставлять лекарства. Россия должна стать независимой. В этой лаборатории института химической биологии и фундаментальной медицины трудятся над изобретением лекарств, равных которым в мире нет. Ближе всего к серийному производству сейчас препарат от рака и высокоэффективное лекарство против клещевого энцефалита.

Катерина Кольчурина, корреспондент: « В Российских институтах, в том числе новосибирских разрабатывается много новых инновационных лекарств, но  для их внедрения требуется время. Путь от лаборатории до аптеки - 10 лет».

Поэтому дорога иностранным компаниям не закрыта. Те, кто не хочет терять столь привлекательный рынок - пускай открывают заводы, но на нашей территории. По такому пути пошла Беларусь. Там уже 90 процентов жизненно важных лекарств собственного изготовления. Новосибирские фармпроизводители объясняют - иностранным корпорациям выгодно убеждать, что российские препараты худшего качества, и степень очистки у них не та. Но ни научными исследованиями, ни статистикой - это не доказано.

Павел Мадонов, Заведующий кафедрой фармакологии, клинической фармакологии и доказательной медицины НГМУ: « Этот препарат, если он в какой-то степени некачественный, он никогда бы не прошел регистрации. Там система стадийная. Надо сначала доказать химическое полное соответствие, не частичное, а полное соответствие. Потом доказать в клинических исследованиях биоэквивалентность, когда он, этот препарат вызывает точно такие же фармакологические эффекты, как оригинальный препарат. И вот пока это не докажет - этот препарат никогда не появится».

Доктор биологических наук Владимир Рихтер - лекарства изобретает, проверяет и сравнивает. Уверен, наши пилюли не хуже, если производитель соблюдает все правила, поэтому главное - жесткий контроль над ними и ответственность.

Владимир Рихтер, заместитель директора по научной работе института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН: « Сейчас достаточно средств и методов контроля, чтобы обеспечить полную аналогию по чистоте с импортными препаратами, отсутствие примесей, содержание вредных компонентов. Подделать можно всё. Мы прекрасно знаем истории,когда вместо таблеток продают мел с крахмалом, поэтому возможность избежать таких случаев уже забота других органов».

Правительство ограничило госзакупки. В аптеках иностранные препараты из списка останутся. Но их стоимость десятки тысяч рублей. Период адаптации неизбежен. Врачам придется учиться применять новые препараты. А пока, у пациентов выход один - поверить в успех отечественного производителя. В то, что фокус государства с заменой зарубежных лекарств на действительно качественные российские - удастся. И пациенты не заплатят за это своим здоровьем и жизнью.