Сибирские ученые готовят проект нового коллайдера

12.01.2016

Коллайдеры - кладезь знаний об устройстве мира. Окно в мир элементарных частиц. Чем больше установка - тем лучше результаты. Большой адронный коллайдер в Европе - апофеоз, 27 километров. В Новосибирске - на родине ускорителей - коллайдеры в разы меньше. Эти громоздкие комплексы могли бы уместиться в небольшой комнате, замечает Константин Лотов. Если частицы разгонять - в плазме. Лотов - теоретик - работает на коллайдером будущего. Компактней, дешевле, эффективней на порядок. Плюсов - не счесть. Но...

Константин Лотов, Главный научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН: «В чем сложность? Плазма это по-простому огонь. До сих пор частицы ускорялись в известных структурах - в металле, с известными свойствами. А здесь хочется сделать то же самое, но в огне. Это сложно - надо заставить плазму работать так, как нам хочется».

Для экспериментов нужен материал - электроны. Много - настолько, что и нули не счесть. Производство элементарных частиц в Институте ядерной физики вывели на новый уровень - с вводом в декабре инжекционного комплекса. Этот зал - место, где рождаются электроны и позитроны. В секунду - 10 миллиардов частиц.

Олеся Герасименко, Корреспондент: «Транспортные каналы инжекционного комплекса. В диаметре не больше 5 сантиметров. По ним со скоростью света мчатся пучки электронов и позитронов. Они летят по двум коллайдерам, где и происходит всё самое интересное».

Частицы изучают, сталкивая между собой. Чем больше столкновений - тем больше научной информации у физиков. Инжекционный комплекс увеличил продуктивность новосибирских коллайдеров в десятки раз. В полученных данных - скрыты тайны Вселенной. Например, что есть тёмная материя. Инжекционный комплекс - первая очередь мега-проекта - супер Чарм-Тау-фабрики. Самого мощного в стране ускорителя. В перспективе. Воплотить проект полностью стоит около 20 миллиардов рублей. Но разве неинтересно заглянуть за рамки Стандартной модели?

Юрий Тихонов, Заместитель директора по научной работе Института ядерной физики СО РАН: «Даже обнаруженный хиггсовский Бозон укладывается в рамки Стандартной модели, но любая теория имеет пределы применимости. Поэтому поиск новой физики - а это и есть поиск того, из чего устроен мир. Строительство этой установки поднимет нас на новый уровень исследований».

Насколько возможно расширять границы знаний - задача учёных. Но их возможности ограничены. На строительстве супер-Чарм Тау-фабрики требуется не менее 7 лет с момента начала финансирования. Глава ФАНО Михаил Котюков во время визита в Академгородок поддержал проект новосибирцев. Возможно, это означает надежду на скорый старт.