Как в Новосибирске учат будущих капитанов и нужны ли им перемены?

11.11.2011

Человек за бортом, да и сам борт - картинка, а вот капитан у штурвала самый настоящий - повидал десятки гаваней. В глубинке континента якорь бросил, чтобы повысить квалификацию. Современный тренажерный центр нашел только в родном "воднике" - вспоминает - когда сам учился здесь, о таком оборудовании и не мечтали.

Александр Хаустов, старший помощник капитана: "Весь современный флот, он построен исключительно на компьютерных программах. Человек, старпом в частности, грузит танкер, он не видит реальной картины на улице, он видит экран монитора. Температуру, давление, ориентируется только по показаниям датчиков".

В программу симулятора можно заложить любой сценарий - от обычного маневрирования судна, до его спасения. Все что появляется на этом экране - не просто так. Каждый объект помогает отработать определенную ситуацию на воде. К примеру, мусор, именно по его следам студенты могут найти горящий танкер в тумане.

Иллюзия морского путешествия велика, в рубке мы всего пять минут, а уже ищем опору - укачивает. Пятикурсники привычны - в рейсы ходили.

Владимир Гетман, студент 5 курса факультета судовождения Новосибирской академии водного транспорта: "Единственное, что тут не хватает - это чувство ответственности, которое ощущаешь, когда находишься на пароходе. Ответственен как за людей, которые с тобой работают, так и за судно, за груз".

Об ответственности говорили накануне и в Минтрансе, памятуя затонувшую Булгарию. Чтобы ЧП на воде не было - в ВУЗах упор надо делать на воспитательную работу. В академии перемен ждут с опаской - как бы не свели все к форме и военной муштре. Берегут свои традиции.

Владимир Гетман, студент 5 курса факультета судовождения Новосибирской академии водного транспорта: "Я считаю, что тут действительно всего достаточно. Которых вы видели - действующие капитаны, мы перенимаем опыт. Я считаю, что тут действительно достаточно всего".

Учат в академии хорошо, но лучшие выпускники встают под чужие флаги, где платят больше.

Александр Хаустов, старший помощник капитана: "Наш профессионализм, русских и украинских моряков, востребован. Поэтому нас и берут, мы работаем на иностранном флоте".

Виталий Седых, проректор по учебной работе Новосибирской академии водного транспорта: "Ну и конечно флот - не будем говорить какого он года, а капитан что, ему хозяин сказал выходить, он вышел, все стрелки на него. Здесь палка о двух концах. Конечно, речной флот надо подымать".

А пока наверху решают судьбу русских кораблей - в Сибири будут сохранять традиции и готовить специалистов, востребованных во всем мире.