Переселенцы: как Великая Отечественная война изменила Новосибирск

26.06.2016

У Аллы Зайдман война забрала близких и заставила бежать из родного дома. Родилась в Белоруссии. Ребенком попала в концлагерь - под расстрел. Выжила. После освобождения жажда к знаниям и к жизни привели в Ленинград. Осуществилась мечта - мед.институт. В городе - герое встретила будущего мужа - известного конструктора. Его распределили в Новосибирск. В 1946м.

Алла Зайдман, Профессор НИИТО: «Я думаю, если бы не было войны, вероятно, в Новосибирске я бы не жила. Но какой бы был Новосибирск? Я думаю, он бы все-таки развивался. Понимаете, здесь народ очень интересующийся, умный народ, и хороший народ в Новосибирске надо сказать».

Всю жизнь Алла Михайловна посвятила научным разработкам. Она первая в мире обнаружила причину формирования сколиоза. Убеждена, в Сибири медицина получила толчок именно в годы войны.

В войну люди приезжали эшелонами. Эвакуировали из городов Украины, Кавказа и больше всего из Ленинграда. Почти 128 тысяч человек. Население Новосибирска выросло на треть.

Константин Голодяев, Историк, краевед. Автор работ по начальной истории города Новосибирска: «Но вообще, новосибирцы приняли ленинградцев - тепло. И они об этом всегда вспоминают. В целом, эвакуированным здесь жилось достаточно хорошо. Потому что местные где-то может не доедали, а отдавали этим людям. Многие ленинградцы не стали возвращаться домой. Остались здесь после войны. Потому что там они могли увидеть только свои разрушенные дома».

В первые годы войны сюда перевезли пятьдесят промышленных предприятий из центральной России. Новосибирску оборудование. Технологии. Новые заводы.

Галина Игнаткина, Помощник Генерального директора по персоналу завода "Электросигнал": «Работали по 14 - 16 часов. Засыпали буквально у станков. Маленькие ребятишки, которые не доставали - им делали подставки».

Яна Супруненко, Корреспондент: «Здесь - в музее завода "Электросигнал" -  сохранился даже вот такой кухонный инвентарь - поварёшка, чашка, которые изготовили заводчане в годы войны, когда прибыл первый эшелон из Воронежа. Людей было настолько много, их нужно было из чего-то кормить».

Не смотря на трудности, в Новосибирске музеи и театры работали каждый день. Приезжие музыканты, а большинство из блокадного Ленинграда создали здесь, в закрытом городе, атмосферу культурной столицы.

Владимир Калужский, Художественный руководитель новосибирской государственной филармонии: «Четыре года, или три, эта вся тусовка - так по-современному говоря, культурная здесь работала. Она создавала определенную атмосферу. А потом наступил момент отлива. Так сказать - возвращения. И после того, как все практически уехали домой, - это 44 год, всем горожанам стало ясно, что жить как раньше - до войны - теперь нельзя.Это время появления в Новосибирске множества культурных учреждений».

Вместе с фондом знаменитой Третьяковской галереи в Новосибирск приехали искусствоведы и реставраторы. За годы войны они прочли более тысячи лекций об искусстве. Уровень знаний сибиряков стал значительно выше, считают историки. Позднее культурное наследие - стало частью фонда Новосибирского художественного музея. Невиданное богатство.

Светлана Голикова, Заместитель директора Новосибирского государственного музея по научной работе: «Честно говоря, мне не кажется, что что-то было принципиально иным. Просто развитие нашей культуры шло бы не так бурно. Не так содержательно. Не так интенсивно, не так быстро».

Новосибирск, словно цепкий молодой парень, с амбициями и жаждой лучшей жизни сумел прожить тяжелейшие годы войны и выйти победителем. Не только из великой битвы с фашизмом - из выматывающей битвы с бытом, нищетой и голодом. Для Аллы Зайдман, которая пережила расстрел - этот город близок по духу. За свою жизнь врач объехала весь мир. Но всегда возвращалась в город на Оби.