«Есть мнение»: о космосе и авиации

10.04.2017

В современности, в отличие от времен Советского Союза, престиж профессии летчика и космонавта заметно снизился. Авиация и космос идут рука об руку, все космонавты являются выходцами из «авиационной семьи». К тому же, сами космические аппараты имеют схожие черты и системы управления с авиационными. Летчики постоянно испытывают достаточно сильные нагрузки в процессе работы из-за вибрации, резких поворотов и прочих летных элементов, все это отражается на здоровье. С моральной стороны летчик всегда понимает, что ответственность за собственную жизнь и состояние самолёта находится только в его руках, что тоже оказывает определенную нагрузку. Некоторые летчики в своей работе самым сложным называют бюрократические издержки: получение разрешения на полеты – сначала во время обучения, а затем и в процессе работы, что достаточно трудозатратно. Но все затраты времени и нервов – это часть жизни, поэтому сами летчики к ним относятся с пониманием. Считается, что летчик – классическая мужская профессия. В то же время, люди помнят, что были и такие летчицы-испытательницы как Попович и Савицкая. Такие случаи являлись скорее преднамеренно подготовленными, нежели рядовыми.

Современный пилот военной авиации в полетах получает перегрузки в 9G, то есть, каждый орган тела человека в процессе полета как будто бы увеличивается в массе в 9 раз. Кровь сильно отходит от головы. Для борьбы с перегрузками используются антиперегрузочные костюмы, чтобы хоть как-то нивелировать интенсивность воздействия таких стрессовых ситуаций на организм.

В последнюю четверть века люди стали меньше интересоваться «красивыми профессиями». Население предпочитало более прагматичные профессии, стало больше заботиться о хлебе насущном. Авиация в 1990-е годы разваливалась. Из десятков авиационных училищ сейчас, по сути, осталось всего одно.

В наши дни нет массовой пропаганды романтики авиации. В советское время снимались художественные фильмы, которые раскрывали типажи людей и рассказывали про саму авиацию. Сейчас же перед кинематографами стоит задача снять зрелищный фильм, используя стандартные типажи, авиация используется лишь как фон.

Несмотря на трудности, востребованность в летчиках и авиации в России остается высокой.