«Вести» узнали, как ищут африканскую чуму свиней в Новосибирской области

17.09.2017

На небольшом рыночке в районном центре Северное оживленно с утра. Овощи с огородов, ягода из леса и мясо из личных подворий. А разговоры все – про чуму. Продавцы нахваливают товар. Кто-то из покупателей торопливо спешит мимо прилавка со свининой к овощному развалу, кто-то защищает фермеров – мол, африканская чума – сплошная инсинуация.

Подозрения во всемирном заговоре меркнут под контролем санитарных служб. У торговцев все документы по форме. Свиней осматривали врачи перед убоем, контроль прошло и мясо – уже перед тем, как лечь на прилавок. Синие штампы на шкуре. Справки по первому требованию.

Раиса Остапенко, продавец свинины: «Обязательно у нас ветврач проверяет – вот бумажка!»

В итоге, покупать или нет, верить на слово или документам, решает каждый сам для себя. 250 рублей за кило, для тех, кто выращивает – приличная прибавка к скромной деревенской зарплате. В итоге – жаркие споры. Чума вроде есть, а вроде бы её и нет. Хотя, как только пришла информация о зараженном скоте в Омской области, жителям Новосибирской выдали предписание, обязательное к исполнению: свиней держать только в загонах, никакого вольного выпаса. По факту – как хрюкали, так и хрюкают. Деревенские отмахиваются.

Африканская чума свиней и правда впервые была зарегистрирована в Африке – отсюда и название. После заражения животное погибнет мучительной смертью с вероятностью 100%. А от всего лишь одного грамма зараженного мяса заболеет 50 голов. Лекарства нет, вакцины тоже. После чудовищных кадров, как уничтожают поголовье, разговоры о путешествиях в Африку уже не так оригинальны.

Не пустить инфекцию в регион. Круглосуточные посты на границах. Из Новосибирской области в Омскую – пожалуйста, обратно – через кордон. Наряд полиции круглосуточно досматривает весь транспорт: колбаса, мясо, корма, тем более – живые поросята – всё под запретом. Автомобиль обработают специальным раствором.

Процедура занимает каких-то пару минут, но есть те, кому и этого времени жалко – объезжают посты по проселочным дорогам. Призвать людей к сознательности должны главы сельских поселений. Глава района устраивает настоящий нагоняй.

После шумного заседания у начальства глава Гражданцевского сельсовета всё-таки берется за дело. С собой – ветврачи. Сначала разводят руками: свиньи на улице не подписаны – так и не поймешь, кто владелец животных. Отправляемся в обход по домам. В администрации знают, у кого и сколько животных. Считают по головам. Удивительно, но у пенсионеров хозяйства в порядке – копают картошку, косят сено. Куда сложнее, чем вольный выпас. Боятся чумы. Те, кто заразы не опасается, говорят, что кормить фуражом – дорого.

В этом подворье – две огромных свиньи. Вопрос о ценах на корм вызывает недоумение. 850 рублей на полтора месяца на две свиньи – то есть, 300 рублей в месяц на каждую в этом доме. Тут и стены с сайдингом, у ворот иномарка и трактор... решили все-таки экономить.

Глава администрации выпишет штраф – 500 рублей. Правда, оговорится без камеры: заплатит должник или нет – вопрос риторический. Реальна лишь угроза африканской чумы свиней. За 10 лет в России ущерб от инфекции – почти 40 миллиардов рублей. На эти деньги можно было бы построить 481 полнокомплектный детский сад. Сколько можно было бы накормить людей мясом, которое просто сожгли, не возьмется подсчитать никто – 8 миллионов голов, и большая часть из них – из частных подворий.