70 лет микрорайону «100 домов»: «Я – Новосибирск. Портрет микрорайона»


Микрорайону «100 домов» в Новосибирске – 70 лет. «Копай город» – так его называли, потому что здесь когда-то буквально «окопались» машинисты железной дороги – кто в землянках, кто в шалашах. Так начиналась история этого жилмассива и десятков семей, поселившихся в нем. Как они живут сегодня – в репортаже из цикла «Я – Новосибирск. Портрет микрорайона».
31 июля 2017, 15:26
Вести новосибирск

Этот дом – один из первых в микрорайоне «100 домов». Здесь всё, как было в 1947 – две комнатки, кухня, 6 соток земли. Сегодня здесь живут дочь и внук машиниста Зонова. Часто вспоминают тяжелые будни сотрудников локомотивного депо станции «Инская».

Евгения Зонова, жительница микрорайона «100 домов»: «Как раньше машинистов вызывали – вызывальщица была, стучала в окошко, вызывала на работу, в любое время. Могла и ночью прийти, и зимой».

Кто строил эти дома, до сих пор точно не известно – говорят, военнопленные немцы. Первые домики выросли на улице Нахимова – она и сегодня центральная. За квадратные метры с машинистов 20 лет высчитывали с зарплаты. Послевоенная «ипотека» ничуть не пугала работников железной дороги.

Светлана Болматова, жительница микрорайона «100 домов», экскурсовод: «Жители вспоминают, что они с такой радостью переходили в эти дома, было такое счастье, хотя не было никакой мебели, не было ничего, они радовались тому, что государство позаботилось о них».

До этого приходилось заботиться самим – первые жители микрорайона строили шалаши и землянки, отсюда и второе название – «Копай город». Цивилизованное жилье появилось после катастрофы 1946 года. Грузовой состав машиниста Скулкина врезался в курьерский поезд – бригада заснула, работала без отдыха почти сутки. Жителя «100 домов» должны были казнить, если бы не личный визит председателя комиссии по расследованию причин ЧП.

Надежда Ходкевич, экскурсовод филиала Музея Новосибирска в Первомайском районе: «Когда он прибыл на место проживания молодого машиниста, то увидел следующую ситуацию: землянка, двое полуголодных детей, в золе готовит себе картофель молодая жена, мать больна туберкулезом, лежачая. И, видимо, Синегубов, как председатель комиссии, человек настоящий был, и он принял решение освободить».

С тех пор условия жизни и труда машинистов по всей стране резко изменились – положенный отдых, высокие зарплаты, собственные квартиры. Жилье здесь по-прежнему популярно, участки не продают, на месте старых одноэтажных строений – современные коттеджи.

Олеся Кириенко, корреспондент: «Сегодня в микрорайоне, конечно, уже не 100 домов – в десятки раз больше, – но название прижилось. Полюбилось оно и тем, для кого жилмассив стал родным, и тем, кто только сюда переезжает».

читайте также