Дорогая, я выпил чаю, всё хорошо


Воевал за белых, но работал на красных. 5 лет провёл в тюрьме, но судим не был, любил сообщить жене телеграммой, что выпил чаю. Феликс Шахов. Геолог с мировым именем.
14 января 2011, 16:41
Вести новосибирск

Обнародовать его семейный архив сегодня намерены энтузиасты из Академгородка, которые несколько лет по крупицам собирали фотографии и письма. Но наш сюжет посвящён не истории научных изысканий, а истории любви.

Они могли и не встретится: Зинаида - дочь священника, врач. Про неё говорили - "хирург от бога". Феликс - ветеран Первой Мировой войны, награждённый за храбрость орденом Анны с мечами, офицер колчаковской армии, не скрывавший своего прошлого. Даже после революции во всех анкетах, в графе отношение к Советской власти писал: "Спокойное. Готов сотрудничать с ней только в области геологии".

Дмитрий Долгушин, священник, хранитель семейного архива Шаховых: "Всё могло закончиться арестом, может быть, даже расстрелом, но он опять поступил в Политехнический институт. Ему помог его учитель. Выдающийся геолог. И шахов потом вспоминал, что благодаря нему он смог продолжить занятие наукой, смог продолжить своё образование и просто уцелеть".

Будущие супруги жили в Томске на соседних улицах, но встретились только через двадцать пять лет. Шахов - геолог-эксперт (специалистов такого уровня в те годы можно было пересчитать по пальцам) колесил по стране, определяя потенциал месторождений.

Золотоносных и засекреченных урановых. В 48-ом, приняв абсолютно верное решение - поставил крест на перспективности красноярских копей, попал на Колыму. Отсидел пять лет, но судимости не имел: лагерная власть не решалась запятнать репутацию светила науки. Позже Зинаида, бросив работу, поехала за возлюбленным в новосибирский Академгородок. Феликс взял за правило писать возлюбленной из каждой экспедиции. Чтоб не беспокоилась.

Сергей Жмодик, заведующий лабораторией геохимии благородных и редких металлов института геологии и минералогии СО РАН, ученик Феликса Шахова: "Проехали какое-то количество километров. Он говорит: - "Я хочу выпить чаю!". Мы остановились, попили чаю. А теперь, говорит, обязательно отправьте телеграмму Зинаиде Павловне, что я попил чаю. Больше ничего не сообщайте. Пишите: попил чаю. Она знает, что это очень хорошо!".

С научных конференций, проходивших в столице, Феликс Шахов никогда не возвращался без подарков для жены. Укоряя на обратном пути сопровождающих его коллег.

Фёдор Сухоруков, ученик Феликса Шахова: "Он говорил так - "Что же у Вас жены нет?". Вроде того, что надо тоже подарок купить какой-то. Ну, вот, говорит, если у Вас нет денег, я Вам одолжу!".

Старинное зеркало, ожерелье, а однажды - виноград за 25 рублей! В те годы это была треть зарплаты геолога. Супруга отвечала взаимностью. Любила тех, кто любил его.

Нина Рослякова, ученица Феликса Шахова: "Феликс Николаевич говорил Зинаиде Павловне: - "Вот придёт коллектив лаборатории. Ты уж, пожалуйста, постарайся там подкормить их". А в то время ведь не то, что сейчас - всё везде есть. Она готовила. Наготавливала так, что стол, с него можно сказать всё валится!".

Коллекцию семейных фотографий, писем и телеграмм ученики Шахова хотели передать в областной архив. Но там её не приняли. Из-за формальности. По словам специалистов, нужно сделать подборку научных трудов геолога. Только тогда уникальное собрание станет полноценным фондом. Увековечить историю, достойную пера Жорж Санд и Маргаретт Миттчел для жителей Академгородка теперь дело чести. У давно почившей четы не осталось родственников.

читайте также