Новосибирск и метро: перспективы развития


Новосибирск и метро: перспективы развития
С приходом осени Новосибирск снова встал в пробках и снова в сети появляются разговоры о целесообразности строительства в городе новых станций метро.
16 Октября 2016, 16:00
Метрополитен в Новосибирске начали строить еще в Советские годы. Тогда подземка была логичным продолжением развития транспортной сети города. Автомобилей было еще не так много, система общественного транспорта - трамваи и троллейбусы - работали исправно. Поэтому появление метрополитена в Новосибирске, кроме прочего, было делом престижа города. После распада Советского союза из страны исчезли деньги. Долгосрочный проект развтия метрополитене в Новосибирске был заморожен. А планы были наполеоновские - метро до самых отдаленных микрорайонов, запуск кольцевой линии между правым и левым берегом Оби. В планах осталась и знаменитая станция "Спортивная", которую уже пытались заложить. По задумке генерального плана развития города, на левом берегу должен был появиться, как сказали бы сейчас, большой спортивный кластер. Для удобства доставки пассажиров спроектировали и станцию метро, аккурат посередине метромоста. Но планы так и остались планами. В последние несколько лет подземка регулярно отчитывается о снижении пассажиропотока. Из года в год заветные один-три процента посетителей пересаживаются с общественного транспорта на личный. И удобней, и быстрей, хоть и дороже. Тем временем в бюджете города Новосибирска, а именного городской бюджет является конечным бенифециаром всех трат на развитие метро в городе, назрел дефицит средств. Относительно небольшой бюджет города итак под завязку загружен выполнением социальных обязательств перед регионом. А вот денег на развитие инфраструктуры попросту нет. Власти пришли к логичному выводу - метрополитен должен сам зарабатывать деньги на собственное развитие. И брать их нужно с пассажиров. И все складно, вот только чтобы взять деньги с пассажиров необходимо повышать действующий тариф. А он уже несколько лет держится на отметке 20 рублей. Экономисты во власти подсчитали, что для развития подземки оптимальным является тариф в 25 рублей. Но есть момент политический - повышение стоимости проезда неминуемо вызовет определенные протесты среди населения. Доходы не растут уже продолжительное время, поэтому повышение тарифа для просто обывателя - мера драконовская. Тем временем схема метро новосибирска, разработанная еще в советское время, часто гуляет по сети с ностальгическими подписями. По последним данным, для строительства двух станций метро в Новосибирске необходимо порядка 15 млрд рублей. Денег, как водится, нет. Нужно ждать федеральные трансферы. Экономическое обоснование внушительное и убедительное - пассажиропоток вырастет на двадцать процентов, что приведет к повышению рентабельности самого метро, а значит и повышению доходов муниципалитета. Но пока проект на стадии заморозки. 

читайте также