Новосибирск получит финансирование на строительство четвертого моста


Главная новость – Москва одобрила строительство 4-го моста в Новосибирске. О решении правительственной комиссии по транспорту стало известно в среду. Назвали даже предварительную сумму федеральной субсидии – 26 миллиардов рублей. Сумма беспрецедентная. И сам проект под стать. Первое в истории дорожной отрасли региона частно-государственное партнерство – проект, который расколол новосибирское общество еще на стадии планирования, скандально отличился и на этом этапе.
4 Июня 2017, 09:00

На следующее утро после радостной новости в прессе появились сообщения: никаких решений о выделении средств на новосибирский мост московская комиссия не принимала. Пресс-секретарь вице-премьера России Аркадия Дворковича даже назвала заявление новосибирских властей фальстартом. Как такое возможно? Несколько часов – возмущение, недоумение.

Ситуацию разъяснил замминистра транспорта Новосибирской области, который лично участвовал в защите проекта в Москве. Он заявил: по итогам комиссии было принято однозначное принципиальное решение приступить к реализации новосибирского проекта, определение точной суммы финансирования – это следующий шаг. Итак, четвертому мосту – быть. Как он изменит Новосибирск и сколько придется заплатить за проезд?

Между открытием Бугринского моста и стартом строительства Центрального – интервал всего 3 года, для Новосибирска – рекорд: раньше перерывы в возведении новых автомобильных переправ измерялись исключительно десятками лет. Третий город страны со строительством мостов давно и сильно опаздывает и, даже приступив к работам на мосту Центральном, не наверстает упущенное.

Ольга Омелаенко, корреспондент: «На левом берегу четвертый мост будет выходить на Площадь Труда и улицу Станиславского, на правом берегу шестиполосная эстакада пройдет здесь – между памятником Александру III и железнодорожным мостом, дальше – на Ипподромскую магистраль. Строительные работы могут начаться уже в этом году, и через 5 лет новую автомобильную переправу откроют для движения».

Для кого-то новость из столицы о поддержке проекта четвертого моста стала долгожданной, для кого-то послужила поводом возобновить дискуссию – нужен ли Новосибирску мост именно в этом месте? Нужен ли платный мост? Не лучше ли 26 миллиардов потратить на завершение других дорожных строек? Но в условиях выделения федерального гранта места для подобных споров просто нет. Деньги можно получить только на проект государственно-частного партнерства. Участие инвестора – а значит, и платный проезд – обязательно. Необходимый для окупаемости автомобильный трафик есть только в центре. Выбор прост: или платный центральный мост – или никакого. Правительство региона выбрало первый вариант. Итог заседания правительственной комиссии – приступить к реализации проекта.

Владимир Городецкий, губернатор Новосибирской области: «Однозначно, это – победа. В такое непростое время получить поддержку в виде вот такого гранта в объеме 26 миллиардов рублей – это великий, большой успех. Поэтому сейчас на месте будет развернута работа уже по подготовке конкурса. Задача – чтобы уже в августе-сентябре получить результаты, получить концессионера, который будет заниматься строительством моста».

В ближайшее время Минфин и Минтранс утвердят лимиты федерального финансирования по годам и график выделения денег. Федеральный грант покрывает три четверти расходов, 10 миллиардов добавит частный инвестор. Затраты регионального бюджета только на подготовку строительной площадки, вынос коммуникаций и расселение жилья в зоне стройки – чуть меньше 4 миллиардов рублей.

Масштабы сноса домов при строительстве четвертого моста намного меньше, чем при возведении моста Бугринского. Всего в зону стройки попадает 160 строений, половина – нежилые, например, гаражи. Собственно домов – восемь десятков. Например, часть улицы Большой. Первые уведомления хозяева начали получать больше года назад. Есть те, кто совсем недавно построился. Есть те кто давно пытаются покинуть эти места, но не получается – глухой участок рядом с железной дорогой покупателей пугает.

Виктория Фролова, жительница ул. Большая: «Я здесь живу 27 лет, но переехала бы с удовольствием, потому что у меня прямо за огородом болото и котлован. Здесь дома плохо продаются. Ничего хорошего здесь нет. Да, это шанс – чтобы нас снесли и дали нам жилье».

Насколько ощутимым будет эффект разгрузки транспортных артерий Новосибирска после введения четвертого моста? Проректор Университета путей сообщения уверен: этот эффект будет более ощутим, чем в случае с третьим мостом. Центральный мост будут строить сразу с развязками, именно поэтому он будет стоить в 2 раза дороже того же Бугринского.

Сергей Бокарев, проректор по научной работе Сибирского университета путей сообщения: «Это было одно из условий реализации этого проекта – что и мост, и развязки должны быть сданы одновременно. И перспективные проектные решения по транспортным развязкам, которые предложил проектировщик, вполне адекватны и позволят улучшить транспортную ситуацию у нас в городе. Если сравнивать то, что мы имеем на Бугринском мосту, то у нас есть мостовой переход, а вот уровень строительства развязок отстал. Также как Октябрьский и Димитровский – он заработает, когда у него будут развязки».

Впрочем, эффективность Центрального моста, в отличие от Бугринского, будет зависеть еще и от платежеспособности новосибирских и транзитных автомобилистов через 5 лет. Здесь любые расчеты – только теория. Платных дорог в Новосибирской области пока нет. В сегодняшнюю финансово-экономическую модель 4-го моста заложен тариф 100 рублей для легковых машин – это максимум, он может быть снижен – и в случае, если автомобильный трафик вместе с доходностью окажется выше заложенного в проект, и в случае, если эти показатели будут ниже ожидаемых.

Евгений Раков, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области: «Там риски большей частью переложены на концессионера, и он больше всех в этом заинтересован. У нас тоже будут свои оценки, мы будем смотреть уровень доходности. Сегодня его заложили около 18%, и если уровень доходности будет снижен, то мы будем рассматривать такое предложение».

Через 20 лет проезд по Центральному мосту станет бесплатным: срок концессии – четверть века вместе с периодом строительства переправы. Договор с инвестором планируют заключить уже в августе.

читайте также