Новосибирцы отметили столетний юбилей маршара Александра Покрышкина


Покрышкина не сразу приняли на летное отделение. Он выучился сам, дал вдохновение другим и изобрел новые приемы боя. "Вести" собрали истории тех, кто так или иначе попал под плодотворное влияние символа победы.
10 марта 2013, 15:34
Вести новосибирск

Артему сейчас 12. Он уже призер соревнований по авиамоделизму. Летом его должны допустить к полетам на настоящем планере. Маршал авиации Александр Покрышкин тоже в этом возрасте открыл для себя небо. Попал на аэродром и сразу решил стать пилотом. Ждать пришлось долго. Техническое училище, армия, авиационная школа и... "корочки" механика. Ему долго отказывали в переводе на лётное отделение.

Годовую программу гражданского пилота Покрышкин прошел втайне от своего начальства - во время отпуска зимой 1938 года, за 17 дней. А еще через год закончил летную школу с высшими оценками. 

Владимир Барсук, летчик-испытатель, директор СибНИА им С.А. Чаплыгина: "Очень многие вещи, которые сегодня мне приходится оценивать, решений которые приходится принимать - они близки по восприятию покрышкинским решениям, потому что я прошел тот же самый путь с точки зрения формирования как летчика".

Зимой 42-ого полк Александра Покрышкина был отозван с фронта для освоения нового типа американского истребителя. Во время тренировок на "Аэрокобре" летчик частенько критиковал советскую военную авиадоктрину. Командир полка Исаев такого своеволия не потерпел - сфабриковал против Покрышкина дело, обвинил в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала Александра Ивановича.

Владимир Барсук, летчик-испытатель, директор СибНИА им С.А. Чаплыгина: "Отношений как таковых не было - Покрышкин находился на самом верху. А я - в самом низу той системы, которой руководил Покрышкин. Но, так или иначе, мне посчастливилось иметь отношение к этому великому легендарному человеку. Именно благодаря его системе мне удалось стать сначала спортивным летчиком, потом летчиком-инструктором и даже достичь должности летчика-испытателя". 

Покрышкин перевернул жизнь Сергея Захарова. Воздушные бои, описанные в книге "Небо войны", захватили его целиком. Он прочел автобиографию маршала в 1969ом, залпом. И признал - такую книгу мог написать только великий человек.

Сергей Захаров, президент фонда "Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина": "Меня в Александре Ивановиче трогает именно отношение его к жизни. Его гражданская позиция. Активнейшая гражданская позиция. и любовь - вот великая любовь к родному городу и любовь. К родине, к матери, к родному городу. Вот во всем любовь. Эта картина занимает самое главное место в нашем фонде. Почему? Потому что Мария Кузьминична. Повторяю - я с ним не общался. А с ней общался и ей портрет этот очень нравился. Потому что художник нарисовал Покрышкина таким, каким еще никто так не изображал- именно какой он был".

Покрышкин брал на себя самую трудную задачу - сбить лидера. Как он понял из опыта первых лет войны, подбить лидера значило деморализовать противника и заставить его вернуться на свой аэродром.

Сергей Захаров, президент фонда "Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина": "Это был настоящий ад. Приходилось на собственной крови учиться побеждать. Наука побеждать. И как ему это давалось - мы все знаем. Но он же победил - его заметили. Тактику заметили и приказали применять его тактику по всем фронтам. И именно тогда когда были страшнейшие бои на Кубани, где он получил две золотые звезды героя советского союза. Он прямо блестяще показал свою тактику. А надо понимать - Кубань была стратегический момент. И Гитлер стянул туда лучших летчиков-асов Люфтваффе. И тогда переломный момент свершился. И уже после 43 года, после битвы над Кубанью уже летчики немецкие никогда в небе не господствовали".

Новые тактические приёмы Покрышкина - прежде всего, "скоростные качели" и "кубанская этажерка", а еще - использование наземных радаров - принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

Сергей Захаров, президент фонда "Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина": "Мы все-таки в Новосибирске находимся. И нужно понять ликование народа, когда в 44 трижды герой сов союза приехал в Новосибирск. Это было такое ликование".

Сергей Захаров, президент фонда "Мемориальный комплекс маршала А.И. Покрышкина": "Все ждали победы. Вот он - символ. Он тогда уже был символом победы. Представляете, как ему было тяжело - здесь родные близкие, мама, ликование. А потом опять в самолет и снова на фронт".

После войны Покрышкин вступил в конфликт с Василием Сталиным - отказался служить в ВВС Московского военного округа. В результате полковник Покрышкин, имевший в своём подчинении генералов, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина. 

Владимир Барсук, летчик-испытатель, директор СибНИА им С.А. Чаплыгина: "Создать такую структуру как ДОСААФ, руководить ею. Это же не просто скомандовал - все построились. Я - продукт его системы. Я начал летать в 11-12 лет. Сегодня такого лидера, как Покрышкин, очень не хватает".

читайте также