В Новосибирске готовится иск для сноса незаконно построенной многоэтажки


В Федеральной службе судебных приставов России отмечают тенденцию: все чаще на захваченных землях появляются самовольные строения. Только за полгода в работе было свыше 8500 подобных адресов. Распространилась ли эта российская мода на Новосибирскую область?
11 ноября 2012, 13:33
Вести новосибирск

Ломать, как известно, не строить. Строят жители области азартно, и не всегда безупречно с точки зрения закона. Однако судебные решения о сносе самовольщины по-прежнему редкость. 

Оксана Бабушкина, начальник отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области: "На самом деле категория данных исполнительных документов составляет небольшую долю в общем количестве исполнительных производств. Для примера, за 10 месяцев 2012 года общее количество на исполнении составило 42 исполнительных производства - это именно касающихся сноса незаконных построек". 

Различные пристройки, сараюшки, гаражи - по большому счёту, мелочь. Неприятной тенденцией стало возведение нелегальных многоквартирных домов. В Новосибирске сегодня уже порядка двух десятков таких объектов. Растут они на землях, предназначенных для частной застройки под видом индивидуального жилья для большой семьи. 

Валерий Анищенко, начальник инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области: "Я, допустим, понимаю, что в так называемом "индивидуальном жилом доме на 32 квартиры, образно говоря, можно доказать или могут объяснить, что вот у него там 32 кухни, потому что каждый ест свою пищу - но это опять же такой момент, что его легко оспорить. Но когда в одной квартире есть 32 прихожих - возникают вопросы

Такие дома владельцы строят на продажу - делят на квартирки-студии. Их стоимость привлекает сравнительной демократичностью. Но вместе со скромной площадью люди получают крайне эфемерные права. 

Денис Ануфриев, житель Кировского района Новосибирска: "Как нам сказал нотариус, у которого оформляются эти комнаты, помещения в договоре написаны как части дома". По сути, что это? Часть крыши? Часть стены, часть пола? Часть фундамента? Почему люди идут на это, когда можно добавить совсем небольшую сумму и купить у нормального застройщика нормальное жильё". 

Жильцы таких псевдоиндивидуальных домов на контакт идут крайне неохотно. Но те, с кем удалось поговорить, признают свои проблемы. Меж тем, организаторы таких вороньих слободок проблем обычно не испытывают. По градостроительной норме частный дом - это не более трех уровней, включая подвал. Но коммунальные зАмки растут и в четыре этажа. А рыхлость действующего закона позволяет легализовать строение в целом. 

Наталья Ивчатова, начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Новосибирской области: "Когда у нас появилась дачная амнистия, регистрирующий орган для целей государственной регистрации требует только правоустанавливающий документ на земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства и, соответственно, кадастровый паспорт". 

Упрощённый порядок индивидуальной застройки не требует проектов, их экспертизы. Этим и пользуются коммерсанты. Возводят строения с нарушением норм, надеясь что задним числом всё так или иначе утрясется. Контролирующие органы признают, что несколько упустили момент, когда явление можно было пресечь в зародыше. Но наказание за самоуправство - чаще всего смешной штраф. 

Валерий Анищенко, начальник инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области: "В последнее время совместно с архитектурно-строительной инспекцией, с администрациями районов мы стали наводить в этом плане порядок, заводим так называемые реестры этих объектов. Заплатить полторы тысячи штрафа по закону. Ну, я заплатил, и дальше спокойно строю... То есть здесь нужна определенная политическая воля". 

"Политическая воля" - это судебное решение и снос объекта. В европейской части страны такие эпизоды - уже не редкость. В Новосибирске до руин дело пока не доходило. 

Оксана Бабушкина, начальник отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области: "В практике такого не встречалось. Такие случаи, думаю, взяли бы на контроль. У нас пока ещё не было и, надеюсь, не будет. Это сложная категория исполнительных документов". 

Люди, впрочем, живут и вокруг незаконных многоквартирников. Одна из горячих точек - улица Прокопьевская в Кировском районе Новосибирска. Соседи наблюдают за строительством и всё активнее протестуют. Такие дома оттягивают на себя и так не изобильные коммунальные ресурсы, противоречат самой идее индивидуального жилого сектора. Да и безопасность вопросы вызывает. 

Ольга Миклухина, жительница Кировского района Новосибирска: "Фундаменты строились с безумными нарушениями. В монолит кидались огромные комья бетона и старый разрушенный кирпич. Как это всё будет работать на нашем болоте? Никак. Дом разрушится однозначно, как минимум, треснет. Куда бы мы ни обращались - отписки и какие-то пространные выражения и никакой конкретики. Сейчас мы ничего не можем сделать. Когда наступит тот момент, что они вмешаются - мы не знаем". 

Полтора года переписки с правоохранителями и чиновниками, килограммы бумаги. И вот крайняя - конкретная и фактическая бумага. Кировская администрация сообщает: готовят иск о сносе самовольной постройки. Демонтаж похожего здания маячит и в Бердске. Возможно, лёд тронулся. Но всё же, очевидно, проблему одной кувалдой не решить. Пока есть безоглядный спрос на сомнительные квадратные метры, найдётся и предложение.

читайте также