В Новосибирской области резко сократилось количество зайцев


Разводить зайцев на специальных фермах и выпускать их в лес. Впору в Новосибирской области. За последние годы количество этих, казалось бы, самых распространенных сибирских животных в регионе резко сократилось в несколько раз. Ученые и охотоведы говорят сразу о нескольких причинах заячьего мора - эпидемия, сельхозпалы... Как бы там ни было, в любом случае - это тревожный сигнал бедствия от природы.
16 марта 2014, 12:54
Вести новосибирск

Следы едва заметные, прикрытые снегом. Лесной житель оставил их почти неделю назад. Спустился в лог. На всю округу это, кажется, единственная заячья тропа. Но и ее обнаружить теперь большая удача, говорят специалисты. Зайцы будто вымирают. На десятки километров зачастую ни одного следа.

Сергей Путинцев, государственный инспектор департамента по охране животного мира Новосибирской области: "Раньше были не то, что там один след, тропы были набиты, по которым можно было даже идти пешком, не проваливались. Столько было зайцев".

В Новосибирской области беляки и русаки самые многочисленные жители. Их двести тысяч. Было. Лет тридцать назад. Теперь специалисты называют новую цифру - предел 40 тысяч. Численность упала. В разы. Зайцы даже на охоте теперь нелегкая добыча.

Николай Красношапка, инженер-охотовед НИИ охотничьего хозяйства и звероводства: "Сейчас если спросить - для охоты компания одного - двух добывает. Это в отдельных местах косули больше стало, чем зайца-беляка, косули больше".

О проблеме в Новосибирской области заговорили в этом году. Впервые. Хотя, отмечают специалисты, заячий мор в лесах начался уже лет тридцать назад. В то время просто это не было так заметно. Гибнет, по наблюдениям охотоведов, в большом количестве молодняк. На угодьях все чаще находят погибших животных. И враг не хищник. А, к примеру, клещи. Они атакуют ранней весной зайчат едва родившихся и еще не окрепших. Часть потомства может погибать от огня. Во время сельхозпалов. Не меньшая напасть - воронье.

Сергей Путинцев, государственный инспектор департамента по охране животного мира Новосибирской области: "На моих глазах ворона летела. Я просто обратил внимание, она так пристально смотрит на землю. И потом буквально передо мной в десяти метрах упала. Я выбежал из машины, подбегаю - зайчонок, уже готовый, только лапками дрыгал и все. Один раз она его клюнула и все, сразу убила".

Все специалисты, впрочем, единодушны в одном - исчезновение зайцев это тревожный сигнал: что-то происходит в природе. Эта проблема актуальна не только для Новосибирской области. О сокращении численности беляков, русаков говорят во всех российских регионах. Мер пока не предпринимают. Беда, считают, не настолько велика.

А вот некоторых зарубежных странах совсем иное отношение к зайцам. В Новосибирском зоопарке воспоминают, как лет двадцать назад встречали делегацию из Японии. Коллеги приехали изучать опыт содержания "кошачьих". Но привлекли их совсем другие вольеры.

Наталья Суркова, сотрудница Новосибирского зоопарка: "Наши-то - ну заяц и заяц, а оказывается, вся Европа там удивилась. Ну как они побежали, я до сих пор помню, мы сами так остолбенели - куда они бегут? зайчики! вот так".

С особым любопытством иностранцы выведывали секреты разведения зайцев. Беляки в неволе вообще не дают потомства. А в нашем зоопарке плодятся по два, а то и три раза в год. И никаких тайн нет. Обычная забота и уход.

Наталья Суркова, сотрудница Новосибирского зоопарка: "У нас в прошлом году было два помета, в позапрошлом году было два помета. Размножаются прекрасно. Тем более что ничего сложного не нужно: сено, овес, летом морковка, зимой - хлеб. Маленько. И ветки, куча веток. Всяких разных".

В институте охотоведения и звероводства считают, что опыт сотрудников зоопарка пора перенимать и тем, кто занимается охраной животных и в Новосибирской области. Такую ферму в одном из районов, кстати, уже планировали создать. Но не получилось.

Николай Красношапка, инженер-охотовед НИИ охотничьего хозяйства и звероводства: "Заяц является важным звеном тропической цепи пищевой, мелкий средний хищник, от колонка до росомахи, лисицы, у всех он в рационе. Последствия - рано или поздно мы будем его разводить. Будем разводить так же, как выращивается под ружье".

Впрочем, чтобы восполнить уже понесенные потери - ферм будет мало. Нужно бороться с причинами гибели зайцев. Например, с вороньем. Эксперты отмечают: их стаи с каждым годом все больше.

Михаил Стукало, руководитель департамента по охране животного мира Новосибирской области: "Вопрос конечно во всех регионах России, то есть надо начинать отстреливать их, потому что разоряют гнезда. Поэтому я думаю тоже одна из основных причин".

В советские годы за каждую убитую ворону охотников поощряли. Давали патроны. Сейчас все наоборот. За убитую ворону охотник должен платить. Разрешение на добычу одной птицы стоит 400 рублей. И не удивительно, что желающих нет, говорит Сергей Путинцев, госинспектор департамента, по крайней мере, к нему за такими разрешениями никто еще не приходил. А от любителей охоты на зайцев отбоя нет. Как может, пытается остановить.

Сергей Путинцев, государственный инспектор департамента по охране животного мира Новосибирской области: "Когда начинается охота на зайцев, приходят, я говорю: нет у меня зайцев. - Ну нам бы только походить, походить с ружьем вокруг города. Ну кто может просто ходит, а кто добывает, а кто может и не спрашивает разрешения. Просто добывает и все".

Вот и в этом лесу мы обнаружили не только заячью тропу, но и отпечатки охотничьих лыж. Может быть, поэтому здесь нет свежих следов зверьков? Зайцы вымирают. И пока этой проблемой не занялся сильный человек, слабые животные как могут, защищают себя сами.

читайте также