Во всем мире инклюзивное образование уже норма жизни, а в Новосибирске этот подход в новинку


Анастасия - куратор. В школе она сопровождает свою подопечную весь день. На переменах помогает девочке общаться, играть с одноклассниками.
3 мая 2011, 16:57
Вести новосибирск

Анастасия Таланова, психолог, куратор ученика: "Она сейчас стала задумываться, задает вопрос - "я отличаюсь от других детей, почему? Почему я учусь одна, почему у других детей нет помощников, которые помогают". Сейчас я вижу цель - объяснить как-то доступно для нее".

Каждый десятый ученик в этой школе - особый ребенок. Аутизм, даун-синдром, умственная отсталость. Того, кто не справляется с программой - учат индивидуально, но вся школьная жизнь вместе.

Марина Тихомирова, учитель начальных классов школы "Аврора": "Важно, чтобы дети были включены во все мероприятия, которые проходят в классе и в школе, постепенно эта грань стирается, и дети этого не замечают, абсолютно все одинаковые".

Детей нормы, которых здесь гораздо больше и их родителей готовят к тому, что за соседнюю парту сядут "другие" ребята. Это не так просто. Но к выпускному, для родителей и тех и других детей плюсы очевидны. Мальчик с аутизмом, которого не брали в обычную школу, эту закончил и учится теперь в НГУ. А дети, у которых нет проблем, становятся добрее и терпимее.

Людмила Дегтярёва, директор школы "Аврора": "Это нужно не школе это нужно обществу, родителям, детям, прежде всего, а школа, наверное, в настоящее время не готова в массовом понимании. Ведь сегодня в Новосибирске по сути дела мы единственное образовательное учреждение, которое серьезно на протяжении нескольких лет занимается этой проблемой".

Чтобы особые дети не в интернате жили, а дома и ходили в ближайшую школу, нужно не только родителей и детей подготовить - сами учебные заведения должны во многом измениться.

Учебный год закончится, и за эти парты сядут учителя. Около четырехсот педагогов в этом году проходят переподготовку - их обучают работать с особыми детьми. Новосибирский педагогический университет впервые набирает студентов на отделение инклюзивного образования.

И эти учителя будут ориентированы не только на достижения и медали.

Анна Горбунова, начальник отдела инклюзивного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования: "Не нужно стимулировать этот процесс искусственно, каким-то образом подталкивать его - давайте всех детей отдадим в общеобразовательные школы. Ни в коем случае, это все должно реализовываться поэтапно, взвешено".

Если несколько лет назад опыт единственной инклюзивной школы в Новосибирске не был востребован, то сегодня массовое обучение учителей - первый шаг к тому, что и наша школа со временем станет школой для всех.

читайте также