Бихевиоризм: воспитание и обучение детей


Бихевиоризм: воспитание и обучение детей
Лучшим вариантом закрепления новых знаний эксперты считают репетиторство
16 декабря 2021, 12:26
Вести Новосибирск
Вести новосибирск
Одной из многочисленных психолого-педагогических концепций ХХ века является учение бихевиоризма. Термин происходит от английского слова «поведение». Соответственно, речь идёт о поведенческой науке, основывающейся на понятиях стимула и реакции. Суть концепции состоит в том, что человеческое поведение является социально управляемым. Это значит, что основные реакции-ответы на раздражители-стимулы внешнего мира можно изучать, прогнозировать и корректировать в соответствии с заданными целями.

Поскольку поведение можно объяснить причинно-следственной связью стимулов и ответов, бихевиористы считают обучение результатом влияния факторов окружающей среды. А для достижения желаемых результатов в процессе обучения и воспитания необходим алгоритмический подход.

Мальчик догадался

Когда и как возникло направление бихевиоризма?

Течение американской экспериментальной психологии возникло в конце ХIХ-начале ХХ века и продолжало оказывать значительное влияние до 1960-х годов. Основателем этого течения является американский психолог и философ Джон Уотсон. Его труды «Поведение», «Пути бихевиоризма», «Психологический уход за ребёнком» и другие заложили надёжный фундамент бихевиористских постулатов.

Подтверждение своих идей последователи Уотсона находили в экспериментах Ивана Павлова и Эдварда Торндайка. По результатам реакций животных бихевиористы заключили, что обучение происходит вследствие многократного повторения. Второй вывод: тесная связь между стимулом и ответом устанавливается ввиду благоприятных условий, которыми сопровождается реакция.

Приверженцами и главными теоретиками бихевиоризма помимо Джона Уотсона являются основоположник необихевиоризма Беррус Скиннер, Кларк Халл, Эдвард Толмен, Бенджамин Блум, Уильям Хантер и Лев Выготский.

Девочка читает книгу

Как воспитывать и учить детей согласно принципам бихевиоризма?

Согласно идее алгоритмизации учебный процесс должен быть разделён на три последовательных этапа. На первом этапе ребёнок способен воспроизводить полученную информацию по памяти. На втором – определять особенности чего-либо, связи между фактами, целым и его составляющими, давать характеристики фактам. На третьем, наивысшем, уровне учащийся свободно демонстрирует навыки анализа и синтеза, построения алгоритмов и сложных задач.

Необходимо разработать учебную программу, которая соответствует упомянутым этапам развития. На каждом из этапов педагогам придётся отслеживать и прогнозировать ошибки, то есть возможные сбои в поведении учащегося, не совпадающие с ожиданиями. В связи с этим нужно тщательно разрабатывать систему заданий на каждый урок, начиная от упражнений на развитие познавательных способностей до упражнений на анализ, синтез, практическое применение и оценку.

Репетитор учит мальчика

Зачем дополнять образование ребёнка факультативными занятиями?

Любое обучение должно сопровождаться дополнительными занятиями для полноценного и надёжного закрепления материала. В этом смысле курсы или помощь репетитора намного эффективнее, чем домашняя подготовка с родителями или самообучение. Во время пробного урока опытный репетитор анализирует учебное поведение ребёнка, его мотивацию, определяет наиболее подходящие для него регуляторы влияния. Также важно выяснить причину отставания или явной нелюбви к предмету.

Далее преподаватель подбирает программу и разрабатывает систему уроков с учётом принципов бихевиоризма:
• последовательность заданий от простых к сложным;
• стимулы в виде условных наград и достижений в игровом формате обучения;
• расширение мотивации в виде выполнения практически полезных задач;
• положительные подкрепления учебных стараний с помощью нестандартного, увлекательного формата занятий;
• закрепление результатов обучения посредством реальной практики.
Вести Новосибирск
читайте также