Генералы городских теплотрассы. Нужна ли помощь бездомным?


Против нищеты - под таким лозунгом должна была проходить всероссийская акция профсоюзов. Её отменили - без объяснения причин.
13 марта 2011, 18:14
Вести новосибирск

Не просто бедность - нищета. Последние недели о ней говорят все чаще. Тон задал мэр Читы, прославившийся высказываем, что, к сожалению, нет у него лицензии на отстрел бомжей. Как люди катятся на дно. Как им помочь. И какую помощь они ждут?

Центр Новосибирск. Эту женщину рабочие прогнали с теплотрассы - ремонт. Она лежит здесь уже несколько часов. Она - бездомная. Сколько их в Новосибирске - таких, как эта женщина? Сотни, тысячи.

Восемь утра. Спальный район Новосибирска. Десятки обитателей подземелья отправляются на промысел. Сергей назвался нам "директором этой филармонии". Он знает о специализации и заработках каждого своего оркестранта.

БОМЖ - человек Без Определённого Места Жительства. В русском языке аббревиатура появилась в 70-е годы прошлого столетия из милицейских протоколов. В 90-х, когда бродяжничество в России стало массовым, слово превратилось в нарицательное.

Игорь Лях, врач-психотерапевт: "Самое общее объединяет практически всех лиц без определённого места жительства - это определённая личностная деформация. Т. е. личность в какой-то степени становится асоциальной или антисоциальной".

Станислав Миголев попал "на дно" из мест не столь отдалённых. В Междуреченске, говорит, ждут родственники, и даже есть своя квартира. Но на билет не хватает пару сотен. Уедет ли он когда-нибудь домой? Коллеги по несчастью для него за несколько месяцев стали роднее всех родных.

Станислав Миголев, бездомный: "Да мне семью кормить надо. Все здесь наши. Я не уеду пока они здесь. Чё они тут голодные будут сидеть".

В пристанище бездомных есть всё - вода горячая, холодная, электричество. У каждого своя кровать и своя зона ответственности.

Центр социальной помощи. Сюда ежедневно приходят десятки бездомных. Здесь накормят, оденут, помогут с работой и документами.

Алексей Видякин, директор областного центра срочной социальной помощи: "Спонсоры и организации оказывают помощь, наверное, больше детям, детским домам, инвалидам, пенсионерам. А бездомные, конечно, с небольшим желанием они это делают потому, что считают, если человек оказался на улице предполагается, что это его личный выбор".

Александр Ломов подопечный центра уже девять лет. За пол века исколесил всю Россию. Управлял самолётом, крутил баранку автопоезда, строил дома. На улице оказался после смерти жены и дочери.

Александр Ломов, бездомный: "В Афгане побывал, я везде первым был, звеньевым на монтаже. А сейчас никто. Зять продал дом купил себе машину- японку за 460 тысяч. А я остался нигде. Хочу вернутся к нормальной жизни".

Шанс вернутся к нормальному образу жизни, есть у трёх бездомных из ста - такова статистика специалистов центра социальной помощи. И дело не в том, что нет возможностей - для многих из них бродячая жизнь уже давно стала нормой.

Алексей Видякин директор областного центра срочной социальной помощи: "Желание на словах высказывают многие. Но когда надо взять себя в руки, отказаться от вредных привычек тут же желание у них заканчивается у многих".

Роман Перевердев, бывший воспитанник детдома. Совершеннолетнего, но без специальности и средств к существованию государство выставило на улицу.

Роман Перевердев, бездомный: "Деньги вещи выдали. Кто куда - идите, гуляйте. В оконцовке без жилья остался. Жизнь такая провернулась - украл, выпил в тюрьму. Опять в приют, опять в дом ночного пребывания".

Сейчас уже в тридцать три бездомный пытается доказать в суде, что, как сирота, имеет право на комнату в интернате.

Роман Перевердев, бездомный: "Хотя бы пусть комнату в общаге дадут. А то в суде они конечно не против, но они вспоминают один закон - до 23 лет".

Обитатели центра социальной реабилитации - сливки общества бездомных. Они хотя бы на словах пытаются вернуться в жизнь. Сергей с теплотрассы и его товарищи никогда сюда не приходят. Такая жизнь - их выбор.

Игорь Лях, врач-психотерапевт: "В самом слове БОМЖ, определённый отпечаток двойной морали. Человек без определённого места жительства - там явно присутствует негатив. Это всё было и будет звучать в обществе. И это делает процесс адаптации сложнее. Общество либо стремится закрыть глаза, либо отмахивается".

Эта женщина лежала на снегу. Прохожие звонили в скорую, в милицию. Приехали, развернулись и ушли. Никто так и не пришёл бездомной женщине на помощь. Через несколько часов она умерла.

читайте также