Как в регионах Сибири решают конфликтные ситуации в сфере обслуживания жилья

6 марта 2012, 13:29
Конфликты жильцов и управляющих компаний в городах Сибири стали системными. Часто собственники жилья, недовольные работой коммунальщиков, не могут разорвать отношения с управленцами.

Новосибирск

Домов, где уже к лету должны быть созданы Советы, в Новосибирске около пяти тысяч. По закону, это необходимо, чтобы следить за работой управляющих компаний, контролировать ход ремонтных работ и расход денег собственников.
Председателей советов домов выбирают жители на общих собраниях, но, как показывает практика, на такие встречи мало кто приходит.

Артём Демченко, старший по дому: "Когда идут рядовые вопросы - тарифы, мелкий ремонт, который не важен - пятому этажу важна крыша, первому - подвал, а посредине - им все равно. На обсуждение таких вопросов мало людей приходит. Я думаю, на совет еще меньше придут".

Пока советы домов созданы лишь в каждом третьем.

Лариса Анисимова, заместитель председателя комитета по взаимодействию с управляющими организациями мэрии Новосибирска: "К 18-ому июня 2012-го года, когда заканчивается действие прямой нормы, я думаю, мы исполним требования закона, и в городе во всех домах будет Совет дома. Ну а если не изберут - там уже будет выступать орган самоуправления и созывать собрание, на этом собрании разъяснять необходимость и помогать людям при избрании совета дома".

Меж тем в Новосибирске все чаще вспыхивают конфликты между собственниками домов и управляющими компаниями. Людей не устраивает работа коммунальщиков и счета, которые им выставляют за обслуживание жилья. Уже есть случаи, когда собственники единодушно голосовали за смену управляющей организации. А вот разбираться в спорах с коммунальщиками новосибирцам сегодня помогают специалисты городского комитета по взаимодействию с управляющими компаниями. Такой коммунально-правовой орган при мэрии создали в начале этого года. И работы хватает. Жалобы сторон они выслушивают буквально ежедневно.

 

Омск

В Омске конфликты жителей и управляющих компаний всё чаще становятся содержанием протоколов об административных правонарушениях. Вести с коммунальными организациями диалог на юридически грамотном языке омичам помогает недавно созданная скорая помощь в сфере ЖКХ - так окрестили мобильную группу помощи гражданам в разного рода коммунальных проблемах.

Специалисты региональной ассоциации собственников жилья регулярно принимают звонки на телефон горячей линии - наиболее острые проблемы становятся поводом для выезда на место. В составе команды до пятнадцати человек - это юристы, представители министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса, региональной энергетической комиссии.

Сергей Плисов, председатель совета ассоциации собственников жилья: "Чтобы воздействовать на управляющую компанию, мы смотрим договорные отношения, которые имеют собственники жилых помещений с УК, в чем ущемлены их права".

Выездное расследование может занять полтора-два часа. По его итогам юристы готовят обращение в управляющую компанию и пытаются в досудебном порядке уладить конфликт.

В неделю оперативная бригада принимает более сотни обращений. Лидируют среди них незаконное повышение тарифов, небрежное обслуживание жилья и грубость в общении с клиентами.

 

Абакан

Конфликты жителей и управляющих компаний в Хакасии не редкость. Но не все отстаивают свои права как, например жители одной из абаканских многоэтажек. С самого начала отопительного сезона температура в их квартирах держалась в пределах 15-ти градусов. Горячая вода была едва теплой.

И всё это они оформляли документально, жалобы писали абсолютно во все инстанции. От управляющей компании до администрации главы республики, но реакции не было никакой. Это длилось два с лишним месяца. А когда уже в самый канун Нового года собирались на митинг у дома Правительства, приехал слесарь и все сделал за считанные минуты.

Выяснилось, что ЖЭК установил трубу меньшего диаметра. В управляющей компании не могли об этом не знать. Жильцы подозревают ЖЭК в том, что он экономил на разнице температур. Это касается и отопления, и горячего водоснабжения. Ведь приборы учета считают не калории, а кубометры воды. С потребленных объёмов бёрется плата за теплую, как за горячую.

Конфликтуют и в ТСЖ. В Аскизе живут без электричества при свечах уже четвертый месяц. Председатель товарищества без предупреждения, якобы за долги, но как считают в жилищной инспекции, неправомерно пытается навести порядок.

Тамара Серёдкина, жительница села Аскиз: "Мы приехали, весь свет обрезан. Вот такой кабель, с палец толщиной, всё обрезано. Вот так и обхожусь с 12-го ноября со свечечкой".

Ну а во втором по величине городе республике Саяногорске и вовсе двоевластие управляющих компаний. На каждый дом их по две, а то и три. Жильцы порой не знают, какая из них работает правомерно и кому платить за услуги.
Зачастую выясняется, что платят не туда. В итоге через суд их принуждают платить дважды. И потребители в недоумении, почему они остаются крайними, а недобросовестных коммунальщиков к ответственности привлечь невозможно. В крайнем случае, все обходится штрафом в смешную по сравнению с нанесенным ущербом сумму.

 

Норильск

За последние два года норильчане дважды отказывались от своих управляющих компаний. В 2010 году жители района Талнах расторгли договор с управляющей компанией "Талнахтехсервис". Причина - не соблюдение коммунальщиками своих обязанностей. Тогда сразу три микрорайона перешли в ведение другой управляющей компании. В прошлом году жители центральной части Норильска отказались от услуг жилищной компании. Как пояснили специалисты, сменить недобросовестную управляющую компанию непросто, для этого нужно установить и зафиксировать факты некачественного обслуживания. Затем собственники многоквартирного дома должны провести общее собрание - решение принимается большинством голосов. Впрочем, контролировать работу управляющих компаний скоро будут советы домов.

Вадим Чуриков, начальник управления ЖКХ администрации г. Норильск: "Функции у Совета дома достаточно обширные. Он производит заключение проектов договоров, заключаемых между подрядной организацией и управляющей компанией, контролирует выполнение работ, исполнение решений, принятых на общем собрании".

Такие советы должны появиться уже к лету. В случае если жильцы многоквартирного дома не изберут совет, то их обяжут организовать ТСЖ. Сейчас все норильские управляющие компании, а их в городе семь, как раз занимаются этой организационной работой. До конца марта несколько фирм обещали предоставить первые результаты, но пока жильцы не спешат выполнять требования нового жилищного кодекса.

Подписывайтесь на наш канал в Yandex Zen, чтобы оперативно получать свежие новости