Как в регионах Сибири решают конфликтные ситуации в сфере обслуживания жилья


Конфликты жильцов и управляющих компаний в городах Сибири стали системными. Часто собственники жилья, недовольные работой коммунальщиков, не могут разорвать отношения с управленцами.
6 марта 2012, 13:29
Вести новосибирск

Новосибирск

Домов, где уже к лету должны быть созданы Советы, в Новосибирске около пяти тысяч. По закону, это необходимо, чтобы следить за работой управляющих компаний, контролировать ход ремонтных работ и расход денег собственников.
Председателей советов домов выбирают жители на общих собраниях, но, как показывает практика, на такие встречи мало кто приходит.

Артём Демченко, старший по дому: "Когда идут рядовые вопросы - тарифы, мелкий ремонт, который не важен - пятому этажу важна крыша, первому - подвал, а посредине - им все равно. На обсуждение таких вопросов мало людей приходит. Я думаю, на совет еще меньше придут".

Пока советы домов созданы лишь в каждом третьем.

Лариса Анисимова, заместитель председателя комитета по взаимодействию с управляющими организациями мэрии Новосибирска: "К 18-ому июня 2012-го года, когда заканчивается действие прямой нормы, я думаю, мы исполним требования закона, и в городе во всех домах будет Совет дома. Ну а если не изберут - там уже будет выступать орган самоуправления и созывать собрание, на этом собрании разъяснять необходимость и помогать людям при избрании совета дома".

Меж тем в Новосибирске все чаще вспыхивают конфликты между собственниками домов и управляющими компаниями. Людей не устраивает работа коммунальщиков и счета, которые им выставляют за обслуживание жилья. Уже есть случаи, когда собственники единодушно голосовали за смену управляющей организации. А вот разбираться в спорах с коммунальщиками новосибирцам сегодня помогают специалисты городского комитета по взаимодействию с управляющими компаниями. Такой коммунально-правовой орган при мэрии создали в начале этого года. И работы хватает. Жалобы сторон они выслушивают буквально ежедневно.

 

Омск

В Омске конфликты жителей и управляющих компаний всё чаще становятся содержанием протоколов об административных правонарушениях. Вести с коммунальными организациями диалог на юридически грамотном языке омичам помогает недавно созданная скорая помощь в сфере ЖКХ - так окрестили мобильную группу помощи гражданам в разного рода коммунальных проблемах.

Специалисты региональной ассоциации собственников жилья регулярно принимают звонки на телефон горячей линии - наиболее острые проблемы становятся поводом для выезда на место. В составе команды до пятнадцати человек - это юристы, представители министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса, региональной энергетической комиссии.

Сергей Плисов, председатель совета ассоциации собственников жилья: "Чтобы воздействовать на управляющую компанию, мы смотрим договорные отношения, которые имеют собственники жилых помещений с УК, в чем ущемлены их права".

Выездное расследование может занять полтора-два часа. По его итогам юристы готовят обращение в управляющую компанию и пытаются в досудебном порядке уладить конфликт.

В неделю оперативная бригада принимает более сотни обращений. Лидируют среди них незаконное повышение тарифов, небрежное обслуживание жилья и грубость в общении с клиентами.

 

Абакан

Конфликты жителей и управляющих компаний в Хакасии не редкость. Но не все отстаивают свои права как, например жители одной из абаканских многоэтажек. С самого начала отопительного сезона температура в их квартирах держалась в пределах 15-ти градусов. Горячая вода была едва теплой.

И всё это они оформляли документально, жалобы писали абсолютно во все инстанции. От управляющей компании до администрации главы республики, но реакции не было никакой. Это длилось два с лишним месяца. А когда уже в самый канун Нового года собирались на митинг у дома Правительства, приехал слесарь и все сделал за считанные минуты.

Выяснилось, что ЖЭК установил трубу меньшего диаметра. В управляющей компании не могли об этом не знать. Жильцы подозревают ЖЭК в том, что он экономил на разнице температур. Это касается и отопления, и горячего водоснабжения. Ведь приборы учета считают не калории, а кубометры воды. С потребленных объёмов бёрется плата за теплую, как за горячую.

Конфликтуют и в ТСЖ. В Аскизе живут без электричества при свечах уже четвертый месяц. Председатель товарищества без предупреждения, якобы за долги, но как считают в жилищной инспекции, неправомерно пытается навести порядок.

Тамара Серёдкина, жительница села Аскиз: "Мы приехали, весь свет обрезан. Вот такой кабель, с палец толщиной, всё обрезано. Вот так и обхожусь с 12-го ноября со свечечкой".

Ну а во втором по величине городе республике Саяногорске и вовсе двоевластие управляющих компаний. На каждый дом их по две, а то и три. Жильцы порой не знают, какая из них работает правомерно и кому платить за услуги.
Зачастую выясняется, что платят не туда. В итоге через суд их принуждают платить дважды. И потребители в недоумении, почему они остаются крайними, а недобросовестных коммунальщиков к ответственности привлечь невозможно. В крайнем случае, все обходится штрафом в смешную по сравнению с нанесенным ущербом сумму.

 

Норильск

За последние два года норильчане дважды отказывались от своих управляющих компаний. В 2010 году жители района Талнах расторгли договор с управляющей компанией "Талнахтехсервис". Причина - не соблюдение коммунальщиками своих обязанностей. Тогда сразу три микрорайона перешли в ведение другой управляющей компании. В прошлом году жители центральной части Норильска отказались от услуг жилищной компании. Как пояснили специалисты, сменить недобросовестную управляющую компанию непросто, для этого нужно установить и зафиксировать факты некачественного обслуживания. Затем собственники многоквартирного дома должны провести общее собрание - решение принимается большинством голосов. Впрочем, контролировать работу управляющих компаний скоро будут советы домов.

Вадим Чуриков, начальник управления ЖКХ администрации г. Норильск: "Функции у Совета дома достаточно обширные. Он производит заключение проектов договоров, заключаемых между подрядной организацией и управляющей компанией, контролирует выполнение работ, исполнение решений, принятых на общем собрании".

Такие советы должны появиться уже к лету. В случае если жильцы многоквартирного дома не изберут совет, то их обяжут организовать ТСЖ. Сейчас все норильские управляющие компании, а их в городе семь, как раз занимаются этой организационной работой. До конца марта несколько фирм обещали предоставить первые результаты, но пока жильцы не спешат выполнять требования нового жилищного кодекса.

читайте также