23 ноября в 21:20 на телеканале «Россия» – большая премьера грандиозной исторической драмы «Грозный»


На экране – подлинная история, аутентичный колорит эпохи и даже музыка Ивана Грозного



23 Ноября 2020, 10:14
Фото: телеканал «Россия»
Долгожданная премьера многосерийной исторической драмы «Грозный» начнеётся на телеканале «Россия» 23 ноября в 21:20.

Сотни актеров массовых сцен, около тысячи костюмов, 400 пластических образов – всё это перенесет зрителя в XVI век – период исторических потрясений и неистовых человеческих страстей. В картине занято целое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполнили сразу два блестящих артиста – Сергей Маковецкий и Александр Яценко.

Иван Грозный – самый обсуждаемый и осуждаемый государь в русской истории. При этом Грозный – самый неразгаданный из русских царей. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в фольклор беспримерная жестокость словно исключала возможность более сложного взгляда на характер. Сериал «Грозный» – попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в тёмный лабиринт его души.

ВЕЛИКИЙ ПОЛИТИК И ВЕЛИКИЙ ЗЛОДЕЙ

Иван Грозный смотрит через решётку

Первый Царь Всея Руси, создатель крупнейшего евразийского государства и великий реформатор, Иван IV был не только жестоким тираном, но одним из самых образованных и литературно одарённых людей: современники называли его «мужем чюдного разсуждения», а историки сравнивали с Нероном – «артистом на троне». В картине он появляется именно в этой роли – пишущим летопись своей жизни. Иван Грозный (Сергей Маковецкий) вспоминает своё раннее сиротство, унижения от опекунов, счастливый брак с Анастасией Захарьиной-Юрьевой (Татьяна Лялина) и её гибель, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден.

Хронологически картина охватывает первые 26 лет царствования Ивана IV (1547 – 1573). Через отношения Грозного с окружавшими его людьми показаны 26 лет российской истории – от Московского восстания до конца опричнины и битвы при Молодях.

«Это тяжелая психологическая драма человека, которой в детстве перетерпел очень много проблем: смерть матери, унижение, жестокость. Мы рассказываем про его внутренний мир, комплексы, отношения с близкими людьми, его заблуждения, про то, как он видел этот мир и как его со временем переосознал», - отмечает режиссёр сериала Алексей Андрианов.

Иван Грозный на троне

«Из всего, что я прочёл, передо мной возник образ, в первую очередь, страдающего человека. Сироты, который с самых юных лет был ожесточен унижениями. Человека греховного, который мечтал стать праведником, но не смог. Человека, которого всю жизнь окружали предательство и заговоры, и чья жестокость была единственно возможным ответом. Нет желания как-то “обелить” Грозного. Говорить, что он не совершал чудовищных злодеяний – неверно. Но нельзя забывать, в какое время он жил и не видеть, что в Европе в ту же эпоху казни и расправы были обыденностью», - поясняет автор сценария Тимур Эзугбая.

ДВА ИВАНА

Перемены в характере Ивана Грозного призваны отразить два блестящих актера. Александр Яценко – Иван IV в молодые годы, Сергей Маковецкий – после смерти Анастасии. Перед гримёрами стояла непростая задача показать исторически сложившийся стереотипный образ Ивана Грозного и одновременно сделать физически похожими друг на друга двух совершенно несхожих людей. А перед артистами – «слиться» в единый образ. Сергей Маковецкий проводил в гримерной по 2-3 часа из за сложного пластического грима.

Иван Грозный молодой   Иван Грозный старый

«Гениальный у нас Грозный-Маковецкий. Невероятно так перевоплотиться – у него даже фаланги пальцев менялись. Есть сцены, где он в шахматы играет, и когда он берет шахматную фигуру, на крупном плане у него не пальцы артиста Маковецкого, а руки –древнего старца. Как он это делает, я не понимаю», - восхищается художник-постановщик Евгений Качанов.

Работа гримеров в картине беспрецедентна. В «Грозном» больше 140 персонажей, треть из которых представлены в разных возрастах, требующих разной пластики, усов и бород – итого около 400 образов.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. ИСТОРИЯ РОССИИ

«Грозный» – часть цикла «История любви. История России». В финальных кадрах «Софии» юного Ивана IV венчают на царство в Успенском соборе, а в сериале «Годунов» мы видим последние годы его правления, когда он уже Грозный. Над сериалом «Грозный» работала та же съёмочная группа, которая создавала одни из самых рейтинговых проектов телеканала «Россия» – «София» и «Годунов».

Семейство у Кремля

Режиссер-постановщик – Алексей Андрианов (лауреат премий ТЭФИ и «Золотой Орел» за первые две части цикла), оператор – Денис Аларкон. За художественную часть, так же как и в предыдущих проектах этого цикла, вновь отвечают художник-постановщик Евгений Качанов, художник по гриму Анастасия Эсадзе и художник по костюмам Наталья Салтыкова.

«Грозный – очень важная фигура для нашей истории, вокруг него всегда было много басен и мифов. Поэтому каждый в съёмочной группе должен был проникнуться, вжиться в это время, должен был почитать для того, чтобы сформировать обо всем свое мнение и эмоциональное ощущение эпохи», - рассказала продюсер картины Екатерина Жукова.

ЛЮБОВЬ

Сценарий картины написал молодой российский сценарист Тимур Эзугбая. Его консультировали профессор исторического факультета МГУ, заведующий кафедрой русской истории Николай Борисов и заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии Алексей Светозарский. Благодаря этому многие эпизоды сериала до малейших деталей соответствуют исторической правде.

Иван Грозный с женой Анастасией

Ключевая сюжетная линия картины – любовь молодого Ивана Грозного и его первой жены Анастасии. По свидетельству историков, Иван действительно очень любил свою первую жену. Это благотворно отразилось на его правлении в первые 13 лет царствования. Смерть Анастасии меняет всё: Иван IV постепенно превращается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. В картине появляется и вторая супруга государя – Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя Темрюка. Других жён царя в картине зритель не увидит: повествование заканчивается хронологически раньше их появления.

Царица Анастасия

«Для меня весь фильм – в первую очередь история потерянной любви и история погружения человека, который всю жизнь отчаянно тянулся к свету, во мрак. Я бы сформулировал посыл картины так: в какую бы тьму ни погружалась душа человеческая, истинная любовь всегда способна осветить её. Любовь Ивана и Анастасии – та, которой Бог одаривает далеко не каждого. Их душевное единение – едва ли не самое главное, что есть в картине. Даже когда Анастасия умирает, Иван всё ещё живёт памятью о ней. Поэтому Анастасия на уровне воспоминания никогда не уходит из сценария», - поделился замыслом автор сценария Тимур Эзугбая.

СВЕТ И ТЬМА

Картина делится на две части: «светлую» и «темную». Первая – период жизни Ивана с Анастасией, «светлое» царствование, вторая – его жизнь после её смерти, «тёмное» и жестокое время. Работа художников картины подчинена этой концепции: в соответствии с ней они меняли цвет стен, реквизит, ткани и даже царские троны. Свет и тьма отражены и в костюмах: события до смерти Анастасии разыгрываются в более светлых и нежных тонах, а после её гибели ткани станут темнее, материалы грубее, суровее. Но везде – тонкая проработка деталей, каждый крупный план – живопись.

Иван IV на пиру

Для фильма были созданы тысячи предметов гардероба: многослойная одежда, обувь, головные уборы, кушаки, воротники, красные кафтаны кремлёвских стрельцов и чёрные – опричников, одежда горожан и крестьян, татарских послов и войска крымчаков, доспехи военачальников. Художники по костюмам буквально наощупь изучали гардероб эпохи в запасниках Исторического музея – власяницу и яркий стёганый халат Ивана Грозного, женские уборы и церковное облачение.

«В "Грозном" уже не так пестро, как было в "Софии" – цвета более приглушенные, ткани однотонные, но очень много акцентов и деталей: вышивка, пуговицы, застежки-разговоры, наручи, украшения. Аскетично, но роскошно – аскетизм роскоши. Вообще русский костюм сложный, не каждому пойдёт. Чтобы не сделать актера смешным, надо очень тонко рассчитывать все пропорции. Но у нас все сложилось, особенно с высокими горлатными шапками думских бояр. Актеру Никите Панфилову в роли боярина Челяднина она удивительно идёт! Князь Курбский носит нетипичные для русского костюма жилеты с европейскими круглыми застёжками на цепочке, опашень с квадратным воротником. Малюта одет как простой солдат, Федор Басманов – модник и щеголь. Старая княгиня Ефросинья Старицкая – из рода Хованских, у которых были вышивальные мастерские. Поэтому в ее нарядах много вышивки. И, конечно, Грозный: молодой – светлый, золотой, и старый – чёрный, во власянице, с темной шапочкой – тафьей», - рассказала художник по костюмам Наталья Салтыкова.

Происшествие при царе

ДЕКОРАЦИИ

Для картины в киностудии «Главкино» были построены декорации московского Кремля, где в деталях воссоздали убранство и быт той эпохи. В павильонах разместились личные палаты Ивана IV и царицы Анастасии, трапезная и Грановитая Палаты, где проходили пиры, Красное крыльцо и парадные Фроловские ворота (сегодня – Спасские). Кроме Кремля, художники возвели декорации приказных палат, лагерь войска, рынок, хозяйственный двор, царские псарни и многое другое. Съёмки также проходили в усадьбе Коломенское, в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде и в Золотой Палате Московского Кремля.

Натурная декорация средневековой Москвы перекочевала в картину из «Годунова», но с серьёзными изменениями, соответствующими исторической правде. Например, Лобное место при Годунове было каменным, а для эпохи Ивана Грозного его сделали из бревен. Кремлёвские стены были «красные», а при Грозном белёные. Тем не менее, законы кино требуют своей меры условности: царские палаты в картине шире и просторнее, чем были во времена Ивана Грозного – иначе не сможет разместиться съёмочная группа.

Пожар в Кремле

В конце работы над проектом были запланированы съёмки двух грандиозных пожаров, случившихся во время Московского восстания в 1547 году и набега татар на Москву в 1571-ом. Огонь контролировался бригадой пиротехников во главе с одним из лучших в отечественном кино постановщиков спецэффектов Михаилом Марьяновым («Чернобыль», «Ненастье», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон») и бригадами МЧС.

СРАЖЕНИЯ

Кроме Московского восстания и похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея, любители батальных сцен впервые увидят картину битвы при Молодях 1572 года – одну из важнейших военных побед русского войска. Её снимали под Москвой, возле аэропорта Домодедово, построив укрепления – Гуляй-город, который не смогли взять крымчаки. Оружие и обмундирование в сцене соответствуют историческим описаниям: пищали, ружья и пушки, калканы (татарские щиты), бердыши, копья, кольчуги из кованых пластин. Русские конники наносят фланговый удар по крымчакам, и те бегут, приняв не большой отряд за огромное войско.

Войско Ивана

Жестокое сражение создавали силами группы из 30 каскадёров под руководством легендарного постановщика трюков Виктора Иванова, снявшегося в более чем 200 российских фильмах, работавшего со Стивеном Спилбергом и Полом Андерсоном и получившего приз профсоюза актеров и каскадеров Голливуда за работу в фильме «Ультиматум Борна» и приз всемирной академии каскадёров «Taurus» за фильм «Превосходство Борна».

Панорама многотысячной битвы создана студией компьютерной графики FilmDirectionFX под руководством Евгения Гитциграта, в творческом портфеле которой картины «Годунов», «Салют-7», «Т-34» и многие другие. Всего в сериале 741 кадр с графикой, из которых 36 полностью созданы на компьютере – не только сражение, но и панорамные виды Москвы, где восстановлена атмосфера и детали XVI века. Семь месяцев над «Грозным» трудились больше 80 художников компьютерной графики.

Татары напали

«В знаменитой битве при Молодях участвовало 27 тысяч русских воинов и более 40 тысяч татарских. В битве на васильковом поле нас было намного меньше: переодевались и переклеивали бороды по два раза в день – то крымчак, то опричник, то ополченец. Чтобы задымить лагерь, взрывали пороховые запасы. Четыре дня в адском дыму пролетели незаметно. Большую часть боя снимали полной группой. Бой получился на славу: порох и огонь создали атмосферу ада!», - рассказал о постановке боёв руководитель каскадёров «Грозного» Виктор Иванов.

МУЗЫКА

Над музыкой к сериалу работали сразу несколько композиторов: прославленный российский композитор Эдуард Артемьев, Артём Васильев, а также Дмитрий Емельянов. В основе партитуры «Грозного» гибридный принцип – микс из оркестровой музыки, хорового и вокального пения, электронных синтезаторов и этнической музыки, в том числе турецкой. Кроме того, зритель услышит элементы музыкальных сочинений самого Ивана Грозного. Его стилизованные стихиры легли в основу произведения, записанного с Государственной академической хоровой капеллой России имени А.А.Юрлова (дирижер – народный артист России Сергей Скрипка).

Иван Грозный идёт

«Мне хотелось сочинить что-то красивое, исходя из моих личных ощущений – от истории, от эпохи. Конечно, музыкальная композиция не может сравниться с величием царя, но у меня и не было такой задачи. Прежде всего, я хотел при помощи музыки показать Грозного человеком. Для меня это великий русский царь, который заложил основу нашей великой страны, создал самое могущественное на континенте государство. Безусловно, это грандиозная историческая фигура. Мне самому очень интересно посмотреть, что получилось, как наложилась мелодия на картину», - признаётся композитор Эдуард Артемьев.

Премьерный показ первой серии грандиозной драмы «Грозный» смотрите 23 ноября в 21:20 на телеканале «Россия».  


Фото: телеканал «Россия»
читайте также