- О том, как велось строительство аэропорта Толмачёво - Вести Новосибирск

О том, как велось строительство аэропорта Толмачёво

9 апреля 2015, 12:49

С чего начиналась история новосибирского аэропорта? В первые дни марта 1941 года около деревни Толмачево появился высокий забор, вышки охранников. Гадать не приходилось - строят секретный объект. О стройке, которая началась в мирное, а закончилась в военное время.

Красноярец Вячеслав Филиппов - частый гость новосибирского архива. Его научный интерес - дальние перелеты через Сибирь. Поскольку все рекордные перелеты 30-х годов планировали через крупные города - Новосибирск стал одним из таких ключевых центров развития авиации. К началу 40-вых стало ясно - этому центру нужен аэродром для приема тяжелых машин. И не только американских, которые поставляли из Аляски по ленд-лизу.

Вячеслав Филиппов, директор музея Красноярского государственного университета: «Забыта страница, которая имеет прямое отношение к Новосибирску - в годы войны по той же самой трассе перегоняли самолеты из Комсомольска на Амуре и Иркутска - с наших авиазаводов. Это были бомбардировщики дальние ИЛ-4, П2 Ир - они перегонялись с 41 года».

Документы 41 года. На каждом гриф "секретно". Строительство объекта № 73 - аэропорта Толмачево. Руководит главное управление строительства НКВД . Справка от 22 апреля. На площадке мало техники, не хватает кирпича, цемента - есть лишь четверть от необходимого. Еще хуже ситуация с рабочими - на площадку выходят - 300 человек при потребности 2 000. Но, оказывается - проблему с кадрами в то время решить проще всего. Из протокола решения обкома: "Перебазировать лагерь из села Калпашево Нарымского округа в количестве 500 человек . Отмобилизовать из сельскохозяйственных районов Новосибирской области 900 человек ссыльнопоселенцев". После начала войны строительство продолжали ударными темпами. 1 ноября объект сдан. Новый аэропорт тут же начал принимать военные самолеты.

Вячеслав Филиппов, директор музея Красноярского государственного университета: «В штате перегоночных полков не было техсостава - там были только летные экипажи, которые перегоняли самолеты, а техобслуживание было возложено на аэропорты. Перегнали очень много самолетов. Около трех тысяч - это очень серьезный труд».

Сегодня аэропорт Толмачево принимает и отправляет десятки рейсов в день. Гражданских. Но есть и действует рядом с гражданской полосой - военная. Те, кто выводит на нее боевые машины - всегда готовы на взлет.

Подписывайтесь на наш канал в RSS, чтобы оперативно получать свежие новости