Атомный ледокол «Таймыр» завершил работу в Красноярском крае


Атомный ледокол «Таймыр» завершил работу в устье Енисея. Перед отправкой в порт Сабетты судно проложило дополнительные ледовые каналы вблизи Дудинки – это поможет не допустить заторов льда во время весеннего паводка. За тем, как мирный атом спасает жителей Заполярья от затопления, наблюдала наша съемочная группа.
16 мая 2018, 13:05
Вести новосибирск

Двацатитысячетонная махина быстро набирает ход. За бортом минус 10 и сильный северный ветер, по ощущениям – около 20 мороза. Маршрут движения согласован с гидрологом. Системы спутниковой навигации и карты глубин помогли составить наиболее оптимальный путь. Атомоходу необходимо проложить ледовые каналы в самом затороопасном участке. Здесь очень узкое русло – капитану предстоит почти ювелирная работа.

Сергей Киселев, капитан атомного ледокола «Таймыр»: «Обстановка в этом году несколько сложнее, чем среднестатистическая. Очень часто и сильно работают северные ветра – они, как мы называем, «запаковали всю» эту южную часть, Енисейский залив, Обскую губу, – и ледовая обстановка там довольно сложная».

В путь атомоход провожают местные рыбаки: на севере Красноярского края – самый разгар подледного лова корюшки. Они машут руками, а самые смелые пытаются подойти поближе, сделать сэлфи на память.

Высокий темп приходится сбавить, как только ледокол сворачивает из судоходного канала на цельный лед. Девятипалубную махину начинает слегка потряхивать, сильнее всего толчки ощущаются в рулевой рубке. Экипаж спокоен.

Чудовищную силу Енисея жители Таймыра в полной мере ощутили в 1999-м: мощный затор в верховье привел к резкому подъему уровня реки – до 22 метров. Под воду ушли не только причалы, но и местный аэропорт, часть Дудинки и полностью один из поселков. Людей успели эвакуировать вертолетами. Избежать подобного сценария помогают сегодня взрывники и труженики Северного морского пути – атомные ледоколы.

С октября этот участок Енисея не использовался речными судами. Лед здесь крепкий – от метра до полутора. Скорость атомохода снижается до двух узлов, но наносить удары и останавливаться не приходится. Мощный корпус наваливается на пласт льда, разрушая его собственным весом. За кормой ледокола остаются 30-метровые прорези, вода в них как будто кипит – это работают три мощных гребных винта. Валовые линии в машинном зале вращаются с бешеной скоростью. Энергией все установки – от двигателей до рулевого механизма – снабжает атомный реактор, за его параметрами круглосуточно следят на центральном посту управления. Работа по прокладке прорезей на 80-километровом участке заняла 11 часов. Домой возвращаемся уже на закате.

Прокладка ледовых прорезей выполнена. Скорее всего, угрозы подтопления населенных пунктов удастся избежать. С чувством выполненного долга атомный ледокол «Таймыр» покидает Дудинку, в следующий раз жители Таймыра увидят его только в январе – судно будет обеспечивать проводку морских кораблей.

читайте также