Единственный в России Ил-2 восстановили новосибирские реставраторы


К счастью, погода не стала мешать историческому событию. Накануне Дня памяти и скорби в Новосибирске в небо поднялся уникальный самолет – ветеран Великой Отечественной.
25 июня 2017, 16:10
Вести новосибирск

В это почти невозможно поверить – Ил-2 в небе. Легенда Великой Отечественной – «летающий танк» – 70 лет пролежал на дне озера и снова в строю.

Перед советскими штурмовиками стояла сверхзадача: чтобы прицелиться – надо сбросить высоту. Атакуя корабли, снижались до 20 метров, почти задевая мачты. Но чем ты ниже, тем проще врагу в тебя попасть. Попытки навесить защиту на самолет делали его тяжелым, неповоротливым и еще более уязвимым. Конструктор Ильюшин нашел решение: сделал сам корпус самолета из брони. Ил-2 стал «чумой», «черной смертью» для нацистов.

На аэродроме «Мочище» самолет мгновенно обступают техники. Авиареконструкторы вместо поздравлений с пристрастием расспрашивают летчика-испытателя. Момент исторический – но не время для шампанского.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор Института авиации имени Чаплыгина: «Это ж все в основном связано с продумыванием задания – чтобы нигде ничего не отказало. Поэтому это в меньшей степени эмоции, а работа сложная. Самолет непростой, конечно».

Оксана Тарасенко, корреспондент: «19-й борт Валентина Скопинцева на сегодня – единственный в мире самолет Ил-2 с прямым крылом, а для России это вообще единственная машина Ил-2. При том, что этот тип самолета считается самым массовым в истории военной авиации – таких в Великую Отечественную на всех фронтах билось 36 тысяч. Но до наших дней не дожил ни один».

И этот погиб – в 1943-м под Мурманском.

Борис Осятинский, президент Фонда содействия сохранению военно-исторического наследия и созданию коллекции исторических самолетов «Крылатая память Победы»: «Снаряд не пробил – 20 мм пушка немецкая в генератор, и тут на них насел «Мессершмит».

Скопинцев сумел посадить самолет на тонком льду озера. Раненого стрелка спас, а машину – не успел. Ее нашли уже в другом тысячелетии. Поисковую экспедицию организовали дети летчика и Фонд «Крылатая память Победы». Два года прощупывали километры северных озер. В 2012 году Ил-2 подняли со дна и привезли в Новосибирск. Спектральный анализ, тесты, испытания – каждый сантиметр, способный держать нагрузку, пошел в дело. Ювелирная работа, даже силовой каркас – из сороковых.

То, что сделали в новосибирской «Авиареставрации», не делал еще никто в мире. Не из пяти самолетов собрать один, а восстановить подлинный – и чтобы летал! В войну такого ресурса и не требовали. В первые месяцы потери были столь велики, что звание Героя Советского Союза присваивали за 10 боевых вылетов. К середине войны планку подняли, но средний налет остался – какие-то 30 часов. Несмотря на бронекорпус, пилоты Ил-2 гибли тысячами, но еще чаще – те, кто прикрывал пилоту спину. Страшная статистика: на одного летчика – 7 стрелков. Их кабина была без брони – считай, смертники.

Артем Яшанин, авиареставратор: «Стрелок – это не летчик, это просто боец. И он залазит в эту кабину, сидит, и на взлете самолет поднимает сначала хвост. И ты сидишь – летать и так страшно – а ты сидишь, задом наперед видишь всё дело. Взлетаем. Начинается бой – отовсюду «Мессершмиты» летят, и тебе надо отстреливаться, или пилот начинает бомбить – уходит в пикирование. Ты вот тут вот сидишь, и вот эти ощущения – ты просто представляешь, каково было людям всё это испытывать на себе».

Ради этого новосибирцы и бьются за каждый сантиметр родного металла. Восстанавливают по сохранившимся обломкам и чертежам.

Виктор Лушин, главный инженер компании «Авиареставрация»: «Это чувствуется внутри и ощущается, что это не просто так, не просто «какая-то восстановленная машина», а это наши деды летали, защищали нашу Родину. И сейчас это ощущается сильнее, чем когда начинали».

Ил-2 – 20-й крылатый фронтовик, которого новосибирцы поставили на крыло. Пусть его видят и восхищаются теми, кто воевал там, где даже 11 миллиметров брони не спасают. Владимир Барсук – бессменный летчик-испытатель крылатых раритетов – помогает дополнить картину.

Владимир Барсук, лётчик-испытатель, директор Института авиации имени Чаплыгина: «Вся жара из двигателя, в кабине – температура до 90 градусов. Тем не менее, люди работали, решали боевые задачи».

Большую часть работ по восстановлению самолета оплатило государство через Объединенную авиастроительную корпорацию, впервые в истории отечественной авиареставрации. Впереди у Ил-2 – насыщенная мирная жизнь: музей, авиашоу, съемки в фильмах. Он и сегодня наше оружие – в информационной войне. Доказательство подвига советского народа.

Пока статистика – не в нашу пользу. В США более 400 музеев авиации, в Великобритании – 200, в России – 5. Из двух тысяч летающих самолетов Второй мировой войны в нашей стране – менее двух десятков.

читайте также