«Есть мнение»: шансон в школе – уместно или нет?


«Есть мнение»: шансон в школе – уместно или нет?
Дмитрий Винник в эфире программы «Есть мнение» на радиостанции «Вести.ФМ» обсудил с гостем — философом Евгением Глебовым, — недавний инцидент в новосибирской школе, в которой учитель музыки разучила вместе с школьниками песню Михаила Круга «Владимирский централ».
6 октября 2016, 10:20
Фото: pixabay.com
Вести новосибирск

Дмитрий Винник: Вчера был чудесный праздник — День учителя. Мы поговорим о гранях культурной политики в школе — есть много мнений, что стоит преподавать, а что нет. Поводом послужил инцидент, который произошел в нашем городе: в гимназии №16 на уроке музыки дети утомились слушать оперы, и спросили учительницу – можно ли что-нибудь другое. И один мальчик пошутил, что хочет изучить песни Михаила Круга. Учительница пошла навстречу и предложила разучить текст песни «Владимирский централ» под «минусовку». Это вызвало жалобу родителей и активное обсуждение о допустимости такого учения. Круг – это низкая культура?

Евгений Глебов: Более того, это субкультура, маргинальная культура. Хотя в России и говорят — «от тюрьмы и от сумы не зарекайся никогда», считается, что русскому интеллигенту может пригодится знание жаргона. Когда говорят, что эти люди тоже творцы, я вижу тут «постмодернистский задвиг». Это же не их собственные песни, это ради них специально созданные песни интеллигенции, которые вводят тюремную культуру в массы.  

Дмитрий Винник: Да, некоторые думают, что Аркадий Северный был матерый бандит, а на самом деле это совершенно рафинированный интеллигент.

Евгений Глебов: Мне кажется, что между негативными и позитивными оценками тюремной культуры скорее заметно понимающее отношение к этой уголовной романтизации преступности. Дело в том, что сами воровские песни не являются сентиментальными — если вспомнить настоящие воровские песни 19 века.

Романтизация криминалитета возникли сразу после великой отечественной войны — в 1946-1947 году. В тот период бандитское сообщество сильно поднялось. И есть факты, где этот контингент пошел на сближение с нашей интеллигенцией — для установления гегемонии.

Дмитрий Винник: То есть после репрессий и ВОВ власть воровского сообщества сильно пошатнулась, и они осознали необходимость пропаганды такого образа жизни для вербовки молодых людей.

Я думаю, что такие вещи можно преподавать в вузе, на каком-нибудь культурологическом спецкурсе, но точно не в школе — чтобы с таким знакомится, нужно иметь аттестат зрелости.

Может любовь народа к шансону — это ответная реакция на современную музыку? Песни шансона более осмысленнее, чем современная поп-культура.

Евгений Глебов: Это достоинство, что им удалось в эту культуру внести осмысленность и историю. Так, допустим, песня «Мурка» - рассказывает про Марию Климову, которая погибла, когда боролась с бандитами в Одессе. И сотрудники ЧК заказали придумать эту песню. Получается, что тюремный шансон все-таки изобрели далеко не преступники.  Полиция тоже любит шансон – но с другой стороны решетки.

Дмитрий Винник:  Школа — это пространство нормативности, пространство высоких стандартов. Мы никогда не должны об этом забывать. 

Фото: pixabay.com
читайте также