Корреспонденты «Вестей» увидели древнейший варган, изготовленный в Сибири

12 января 2018, 15:46
Сибирь была центром развития музыкальной культуры уже в начале нашей эры, об этом говорят находки археологов. Сегодня корреспонденты «Вестей» увидели древнейший варган.

Варган, комуз, дрымба – всё это названия, по сути, одного и того же инструмента, распространённого по всему миру. Артём собирает современные варганы, старается специально заказывать их мастерам разных национальностей. Звук у каждого уникальный, но их объединяет материал – сейчас их делают из металла.

Артём Фрицлер, коллекционер: «Есть разница при изготовлении, насколько большими делаются расстояния между деками и язычком – это тоже влияет на звук: он может быть или глуше, или звонче».

Но первые варганы делали из дерева и кости – и кое-где ещё до сих пор делают. Вот, например, хантыйский тумран из оленьего ребра.

Антон Лучанский, корреспондент: «Рог и кость – одни из самых древних материалов, которые люди использовали для изготовления орудий. Вот, например, такая накладка на лук – костяная, средневековая, а эта накладка – роговая, она относится к хуннскому времени. Самое главное, когда обнаруживают такие предметы при раскопках, – правильно определить их назначение».

На луке, разумеется, копии древних накладок. А здесь – подлинники (причём целый технологический цикл, от заготовки до готового варгана) – результат раскопок в древних поселениях долины Катуни. По словам Андрея Бородовского, варган даже способен звучать – правда, такие нагрузки для древнего инструмента сегодня губительны. Археолог датирует находку вторым-пятым веком нашей эры, но уверен – находили и более ранние варганы, просто их не могли «опознать», принимая за гребёнки и другие бытовые предметы. Такой был обнаружен, например, под Колыванью.

Андрей Бородовский, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН: «Современное музыкальное значение Новосибирска неслучайно, потому что здесь, на этой территории, всегда делали своеобразные музыкальные инструменты. И мы входим в такой «музыкальный кластер», где музыкальные инструменты производились, развивались».

Свою теорию Бородовский намерен подтвердить дальнейшими исследованиями. Археолог решил плотнее заняться металлическими варганами, ведь чаще находишь тогда, когда знаешь, что искать.

Подписывайтесь на наш канал в VK, чтобы оперативно получать свежие новости