С какими проблемами столкнулись в Новосибирской области во время дорожных работ

30 июня 2019, 10:23
В регионе в рамках нацпроекта безопасные и качественные дороги работы идут на всех объектах. В этом году таких участков больше сотни в разных районах города и области. Конечная цель крупных вложений – приведение дорожной сети в нормативное состояние. Проблему качества дорожных работ на этой неделе на заседании Госсовета поднял президент страны. Как сделать так, чтобы отремонтированные участки не разрушались уже к следующему сезону. А подрядчика, который получил деньги, не приходилось днём с огнем искать. Впрочем, всегда ли дело только в них? Наш корреспондент побывал на нескольких стройках. В попытке разобраться, почему вложения в дорожную сферу растут, а стабильных компаний на этом рынке не так много.

Сезон дорожного строительства в разгаре. На Ленинск-Кузнецкой трассе – ни техники, ни рабочих. Запустение. Реконструкцию двухкилометрового участка магистрали с сооружением путепровода через железную дорогу в федеральную программу безопасные и качественные дороги включили 2 года назад. Срок сдачи – следующий август. Высокая насыпь уже пошла трещинами. Строительный городок обесточен.

Офис компании в Новосибирске на осадном положении. Почему стройка встала? В компании никто так и не ответил. Заказчик Ленинск-Кузнецкого участка – территориальное управление автодорог – не драматизирует ситуацию, но признаёт, что в регионе – новый проблемный подрядчик.

В 2019 году из-за финансовых трудностей у подрядной организации ООО «Сибавтобан» идёт отставание от календарного графика выполнения работ. За неисполнение их в срок ТУАД предъявило штрафные санкции «Сибавтобану». От исполнения контракта генподрядная организация не отказывалась

Компания «Сибавтобан» – одна из крупных дорожных компаний в регионе с долгой историей. Она строила, например, Северный объезд и Бугринский мост. В прошлом году в рамках национального проекта реконструировала улицу Немировича-Данченко. Один из её объектов – объезд Симферополя в Крыму. Сегодня в отношении «Сибавтобана» подан иск о банкротстве, введено наблюдение.

Это тревожный звонок для всей отрасли, говорит директор новосибирского союза дорожных организаций. Число местных стабильных подрядчиков можно пересчитать по пальцам. Год назад с рынка ушла компания, которая занималась строительством и ремонтом мостов в сельских районах. Дорожники заявляются на конкурсы, но в итоге не вписываются в сметы контрактов.

Александр Штапов, директор союза дорожных организаций Новосибирской области: «На Сибирском транспортном форуме мы три года подряд поднимаем вопросы ценообразования. По-моему ГСМ только за прошлый год процентов на 20 подскочил, выросли цены. А в смете-то этого нет! Подрядчик заключает контракт по одной цене, она растет, но этого ведь никто не учитывает! Если короткий небольшой контракт на один сезон – ещё как-то можно справиться. А когда длительные контракты и серьезные объекты – это сложно».

Уход с рынка опытных дорожных компаний в конечном счёте не выгоден самому государству. Это не только потеря рабочих мест и налогоплательщиков. За дефекты в дорожных работах, если их исполнитель – банкрот, в итоге спросить некого.

Президент дорожников услышал. На этой неделе на заседании Госсовета глава государства потребовал решить проблему перекосов в ценообразовании при выполнении госконтрактов на строительство и ремонт дорог.

Владимир Путин, президент РФ: «Остаётся проблемой порядок определения цен, что напрямую влияет на качество работ. Подрядчики выходят на конкурсы, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, другие материалы. Поэтому компании либо отказываются от таких подрядов, либо просто выкручиваются, что негативно сказывается на качестве работ и на сроках их выполнения. Я прошу заинтересованные ведомства разобраться в этом вопросе».

Профильные ведомства уже разбираются. А пока дорожники хитрят, иногда вынужденно, иногда всё же из корысти, власти ничего не остается, как ужесточать контроль и отстаивать интересы своих территорий.

В Новосибирской области в этом году в нацпроект включены 117 участков. Улица Лунная в Бердске – первая в очереди на ввод. Сдать планируют с опережением графика на месяц. Сказалась ли скорость ремонта на его качестве? Губернатор приехал оценить лично. У Минтранса были замечания к установке бордюров, сейчас они сняты. Контрольная проверка всех элементов – через две недели. Хотя на каждый объект в рамках нацпроекта подрядчики дают гарантии. Но практика показывает – устранение дефектов иногда занимает больше времени, чем весь ремонт.

Ольга Омелаенко, корреспондент: «Ремонт на улице Красная Сибирь по федеральной программе делали в прошлом году. И уже сейчас к качеству работ возникли претензии. На новом ограждении появилась ржавчина. Это гарантийный случай. Подрядчик должен устранить дефект на свой счёт. Но сделать это он отказался. Сейчас власти и компания спорят в суде».

Анатолий Костылевский, министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области: «Еле-еле объект доделали и сейчас ещё гарантийный случай появился. Через судебных приставов будем заставлять исправлять. Ни копейки бюджетных денег на это никогда не тратилось и тратиться не будет».

Букет претензий и к этому участку в Искитиме. Ремонт по федеральной программе здесь был в 2017 году. Сегодня кроме ржавых ограждений на дороге – колея. На дефекты в ходе предыдущей поездки внимание мэра Искитима обратил губернатор.

По итогам прошлого года три подрядчика Минтранс включил в реестр недобросовестных за срыв сроков работ и низкое качество. Чтобы не бегать за такими компаниями по судам, теперь все претензии власти предъявляют в режиме реального времени.

Андрей Травников, губернатор Новосибирской области: «Могу привести пример уже по объектам этого года. Заказчик заставил подрядчика заменить пять тысяч квадратных метров выравнивающего слоя асфальта, который не соответствовал требованиям технологии».

Удар по кошельку подрядчика – заслуженный, и, вероятно, болезненный. Бюджет «Сибавтобана», по мнению дорожников, мог затрещать по швам из-за недооценки масштаба стройки в Крыму. Кто в итоге в рамках нацпроекта будет завершать реконструкцию Ленинск-Кузнецкой трассы? Сегодня вопрос открыт. Территориальное управление автодорог пока не планирует расторгать контракт и переносить сроки сдачи объекта.