Суд по «Тангейзеру»: история противостояния


Суд по «Тангейзеру»: история противостояния

История противостояния церкви и театральных деятелей в нашем материале.

6 марта 2015, 12:33
Фото: www.vesti.ru
Вести новосибирск

Заседания по административным делам, возбуждённые в отношении режиссёра нашумевшей постановки «Тангейзер» и директора новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича были перенесены на 10 марта. Сегодня судья мирового суда Центрального района Екатерина Сорокина удовлетворила ходатайство Тимофея Кулябина о переносе заседания из-за смены адвоката. Режиссёр Тангейзера отказался от услуг адвоката Валентина Демиденко и заключил договор с адвокатом Сергеем Бадамшиным, который также защищает в суде директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Заседание пройдет 10 марта в 14 часов.

Вечером 4 марта появилась информация о том, что Тимофей Кулябин и директор театра оперы и балета Борис Мездрич находятся на допросе в Следственном комитете.

В этот же день состоялось заседания суда по делу Бориса мездрича. Прокурор Игорь Стасюлис сообщил журналистам, что, по версии прокуратуры, постановка оперы "Тангейзер", где используется образ Иисуса Христа и христианского креста, оскверняет "предметы религиозного почитания".

5 марта на заседании в отношении Тимофея Кулябина, суд постановил отказать в проведении комплексной экспертизы по административному делу об осквернении христианских символов. Судья Екатерина Сорокина заявила: "Суд полагает, что в материалах дела содержится достаточно для вынесения справедливого и обоснованного решения. Необходимости в проведении комплексной, искусствоведческой и религиоведческой экспертизы нет". Она также отказала обеим сторонам в вызове свидетелей. На заседании был допрошен эксперт-богослов, протоиерей Борис Пивоваров. По его мнению, постановка, действительно, оскорбляет чувства верующих.

История с Тангейзером началась еще 13 февраля, когда митрополит Новосибирский и Бердский Тихон на пресс-конференции заявил, что написал заявление в Прокуратуру на спектакль, который показывают в оперном театре. Митрополит тогда заявил: ««Там символика церковная используется не по назначению. И верующие люди возмущены… Я написал письма и губернатору, и в Законодательное собрание, и прокурору. Но ответов пока не получил, хотя уже прошло около месяца… Мы не эксперты и не собираемся проводить экспертизу — хорошо это или плохо. Мы говорим только о соблюдении прав верующих».

Сообщение о возбуждении административного дела из-за заявления Митрополита появилось вечером 24 февраля. Было заведено сразу два дела: одно на директора оперного театра Бориса Мездрича, другое на непосредственного создателя – режиссёра спектакля Тимофея Кулябина. Дело было заведено по статье 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, она звучит как «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».

Дело «Тангейзера» раскололо общество и вызвало шквал обсуждений. 1 марта на площадке перед оперным театром прошел митинг православных активистов под лозунгом «Защити свою веру!» Собравшиеся, в частности, требовали запрета не только «Тангейзера», но и постановки театра «Красный факел» «KILL», а также спектакля «Песни о Родине» «Глобуса» с его нашумевшей историей про православного ёжика. Досталось от православных активистов и Монстрации, а также «сатанинским концертам».

Собравшиеся помимо прочего потребовали отставки главы департамента культуры мэрии Новосибирска Анны Терешковой и министра культуры Новосибирской области Василия Кузина. К слову, большинство собравшихся, отвечая на вопрос, смотрели ли они спектакль, отвечали отрицательно.
В защиту «Тангейзера» выступили сразу несколько видных российских деятелей культуры. И не только культуры. Еще до поступления материалов дела «Тангейзера» в суд, глава Президентского совета по правам человека Михаил Федоров заявил, что будет собственная проверка спектакля. Он также добавил, что не видит необходимости вмешательства в ситуацию правоохранительных органов.

Известный новосибирский театральный критик, к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы НГПУ Наталья Муратова так комментирует ситуацию: "Ситуация вокруг "Тангейзера" крайне не продуктивная, причем как с одной стороны, так и с другой. Непродуктивность заключается в доведении вопроса до самой неприятной формы разрешения - судебного разбирательства. В последнее время вообще отношения культурных институтов и церкви развиваются очень драматично, при том, что мы видим и примеры плодотворного сотрудничества, но и сами конфликты, по-моему, могут свидетельствовать о «взаимоактуальности» и взаимозаинтересованности. Что касается моральных оценок художественных произведений, то это всегда сложно, остро и противоречиво. Такого рода оценивание имеет место, когда речь идет о семье, духовном наставничестве, то есть в тех случаях, когда такие оценки могут влиять на выбор зрителя – смотреть или, может быть, не стоит. Церковь - это ведь тоже семья, она может наставлять своих прихожан (чад) смотреть или не смотреть данный спектакль.

Одной из причин столь радикального шага со стороны церкви (заявление в прокуратуру Владыки Тихона), обращения в суд, является, на мой взгляд, отсутствие свободной дискуссии внутри профессиональных сообществ и крайняя их ангажированность. Нет внутреннего резонанса, объективной среды, в которой можно вести диалог, в том числе с привлечением общественных групп. Поскольку нет нормальной профессиональной и культурной среды, общественность реагирует подобным образом. Обсуждение же (тем более осуждение) произведения искусства общественными группами, которые не имеют отношения к навыкам работы с явлениями искусства, не имеют элементарного зрительского опыта, является не продуктивным.

Исходя из уже случившегося, думаю, что ситуация, в крайнем случае, разрешится административными взысканиями, продолжение в виде уголовного преследования будет чем-то вопиющим, такой вариант развития событий я не рассматриваю. Очень печально, что именно художественные достоинства и недостатки самого спектакля уже не важны, важен суд, а это «дурная» во всех смыслах популярность».

Президент Гильдии театральных режиссёров России Валерий Фокин направил губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому письмо: «Мы убеждены, что негативное отношение лишь одной из многих групп зрительской аудитории, пусть и очень активной, к какому-либо произведению театрального, музыкального или иного искусства, не может быть основанием для общественного обсуждения, и тем более не должно стать поводом для вызова автора в прокуратуру. Всегда будут находиться те, кто посчитает позицию автора спектакля неверной, не соответствующей его мировосприятию».

Сам же Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, отвечая на вопрос Новосибирских «Вестей» заявил, что спектакль не смотрел, но «элементы безнравственности» в нем видит. Он также добавил: «Думаю, в ближайшее время проведем координационное совещание с участием представителей разных конфессий, чтобы найти золотую середину, как дальше взаимодействовать с точки зрения этических норм».

Министр Культуры Василий Кузин заявил, что его ведомство «обеспокоено» нарастанием нетерпимости и ненависти у горожан».
В поддержку режиссёра спектакля и директора оперного высказался Евгений Миронов, руководитель Государственного театра наций. В своем письме он назвал Тимофея Кулябина «одним из самых талантливых молодых режиссёров России», а также подчеркнул: « Театр.. по определению не может оскорбить чьих-либо чувств. Все споры о театральных спектаклях должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах. Иначе будущее нашей культуры незавидно. Надеюсь, здравый смысл восторжествует». Руководитель МХТ им. А.П. Чехова Олег Табаков также выпустил специальное заявление: «Цензура в любом проявлении - государственном или церковном – опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, - не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, - но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов. Я призываю остановить травлю режиссера и театра. Давайте говорить, а не размахивать уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что вначале было слово, а не кулак».

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин обнародовал на сайте СТД РФ свое мнение по этому поводу: «Как и митрополит Тихон я спектакля не видел, и может быть, что посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить – это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение. Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов, – считает Калягин. – Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия, и усилия самих художников всего нашего общества. Об этом я обязательно выскажусь позже».

5 марта появилось сообщение от Министерства Культуры РФ, в котором сказано: «Министр обратился в рабочую группу по вопросам театрального искусства Общественного совета Минкультуры России с просьбой разобраться в данной ситуации, а также привлечь к обсуждению проблемы представителей Русской православной церкви».

В состав рабочей группы войдут: режиссер и актер Николай Бурляев, продюсер, режиссер и актер Игорь Угольников, генеральный директор Московского цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе, генеральный директор Большого театра Владимир Урин и другие, об этом сообщает «Interfax».

К слову, вскоре после появления информации о нашумевшем деле «Тангейзера», появилось сообщение, что священник ижевского Свято-Михайловского собора Владимир Андрианов пожаловался в удмуртскую администрацию на постановку драмтеатра в Ижевске по повести Александра Пушкина "Метель".



Фото: www.vesti.ru
читайте также