В Бурятии ученые фиксируют рост популяции байкальской нерпы


В Республике Бурятия ученые фиксируют рост популяции байкальской нерпы – по приблизительным подсчетам, пресноводных тюленей – уже больше 130 тысяч (при критической цифре в 100). Почему это вызывает опасения специалистов?
18 апреля 2018, 12:39
Вести новосибирск

Две недели эта команда живет в полевых условиях. Большую часть времени ученые проводят на льду, отправляясь в рейд ранним утром и возвращаясь ближе к ночи.

Никита Гануленко, корреспондент: «Команда из пяти человек, используя только эту специализированную технику, преодолевает по льду Байкала около 4,5 тысячи километров».

Но, несмотря на огромный объем работы, специалистам редко удается лицезреть воочию байкальский эндемик. Дело в том, что нерпа редко подпускает человека ближе, чем на 200 метров. Именно поэтому перепись млекопитающих ведется на основе обнаруженных родильных камер. Рожает нерпа под снегом – образуются такие сугробы, и пока сугроб (так называемая «лоба») не осыплется, ее невозможно найти.

Андрей Варнавский, старший научный сотрудник ФГБНУ «Госрыбцентр»: «Изначально высчитывается процент беременных самок – самая трудная и главная работа. Потом площадным методом подсчитывается количество родивших самок. Исходя из этого – математический анализ, выходим на общую численность».

Вот таким замысловатым способом и ведется подсчет популяции единственного пресноводного тюленя, численность которого с каждым годом неумолимо растет. По последним данным, в Байкале обитает около 130 тысяч особей. И если раньше сдерживать рост популяции помогали охотники, то в 2007 году промысловую добычу животного запретили. Прошлой осенью на побережье было обнаружено несколько сотен тел байкальского эндемика, что могло стать первым звонком очередной эпизоотии, отмечают специалисты Госрыбцентра. В конце восьмидесятых бесконтрольный рост популяции ластоногих уже приводил к массовой гибели животных – тогда, по различным данным, в ходе эпидемии погибло около 15 тысяч голов нерпы.

Владимир Петерфельд, директор Байкальского филиала ФГБНУ «Госрыбцентр»: «Нерпа находится у нас на верхнем звене экологической ниши. Она поедает бычка, она поедает голомянку, голомянка является кормом для омуля. Всё в природе взаимосвязано – так вот, нарушение одной из этих цепочек может привести к необратимым последствиям».

Решить проблему поможет снятие запрета на промысловую добычу нерпы, считают ученые. Ежегодный отстрел 5-7 тысяч особей поможет держать численность животных под контролем.

читайте также