В региональном управлении ФСБ рассекретили документы о военных предателях


Это было совершенно секретно. Несколько архивных документов прошлого столетия рассекретили в региональном управлении ФСБ.

13 марта 2015, 11:34
Вести новосибирск

Пожелтевшая бумага и неровный почерк. Письма Великой Отечественной. Ждешь, что здесь говорится о подвиге героев, которые отстаивали границы своей родины, но эта бумага хранит другую историю Великой Ответственной. Говорить о которой было не принято. Да и сейчас как-то неловко. Предатели. До полного рассекречивания этих дел должно пройти не менее 75 лет с момента окончания следствия. Но несколько папок для нас приоткрыли. Фамилии мы изменили. Остальные данные - достоверная история двух Сибиряков. Анатолий Шипицин - уроженец Ояшинского района Новосибирской области. В 41-ом попал в лагерь для военнопленных. Тяжёлых условий не выдержал. Подал заявление на службу в немецкую армию. Хороший портной, он шил советскую форму для немецких лазутчиков и участвовал в боях против своих. Генрих Диц. Житель Омской области с немецкими корнями. Добровольно присягнул на верность фашисткой Германии. В деле несколько писем Дица, бывшего военнослужащего Советской армии, заканчивающихся неизменным нацистским приветствием: «Добрый день господин начальник лагеря. Сегодня воскресенье. Я хочу написать вам пару строчек. Прежде чем писать дальше, хочу пожелать вам всего хорошего в вашей жизни и здоровья. Мы уже недели три как находимся в Модеровке, первую неделю я работал в канцелярии, предварительно знакомился с работой. Одеты мы в гимнастерки, ботинки на шнурках и походные шапки. Также как немецкие солдаты, только нет отличительных знаков. Привет вашей жене, господину Зау и Фас от меня. Остаюсь преданным вам Генрих Диц».

Война закончилась. Шипицин и Диц вернулись на родину. Пытались скрыть двойную жизнь. Выявить предателей в общем потоке военнослужащих и военнопленных было сложно. Но иногда все решает маленькая деталь.

Ирина Зеброва, пресс-секретарь Управления ФСБ России по Новосибирской области: «Немцы не знали, что когда скрепляешь документы - скрепка может ржаветь, и они скрепляли документы стальными скрепками. Сотрудники СМЕРШ при проверке документов военнослужащих обращали внимание на то, чем скреплены документы эти».

В 47 году военный трибунал приговорил Дица и Шипицина к 10 годам лишения свободы. Сегодня им обоим должно быть под 100. Живы ли - неизвестно. Их имена могут раскрыть для общества уже через семь лет. О прошлом дедов узнают их дети, внуки и правнуки. И это может быть страшнее 10 лет тюрьмы.

читайте также