«Вести Новосибирск» узнали о жизни участника обороны Москвы Анатолия Грисюка


Сегодня – время благодарно возвращать имена героев Победы
5 декабря 2021, 11:29
Вести новосибирск

День Неизвестного Солдата отметили в России. 55 лет назад, в годовщину разгрома фашистских войск под Москвой, в Александровском саду у стен Московского Кремля торжественно захоронили прах неизвестного солдата. В Новосибирске почтили память тех, кто погиб и пропал без вести. Разгром врага под Москвой ─ первая наша победа в Великой Отечественной. Именно здесь гитлеровская армия впервые потерпела серьёзное поражение, а план быстрой войны был окончательно провален. Это событие стало началом поворота не только хода войны, но всей мировой истории.

Мы с благодарностью вспоминаем имена героев Победы, храним в архивах памяти то, что они успели нам рассказать, что мы сами смогли узнать об этих событиях. Так, фотографии и личный дневник героя войны ─ бесценные реликвии в семье Анатолия Грисюка, участника обороны Москвы, сержанта, прошедшего войну. А ещё ─ инженера, чьи разработки до сих пор засекречены, но востребованы и на земле, и под водой, и в космосе.

На перрон новосибирского вокзала Анатолий Грисюк, выпускник технического вуза, спрыгнул с подножки поезда с одним небольшим чемоданом. В его жизненном багаже была война, награды, главная из которых ─ медаль «За боевые заслуги». В Сибирь приехал с Украины, по распределению в конструкторское бюро электровакуумного завода. Стране нужны были грамотные инженеры. 50-е ─ время становления оборонной промышленности в СССР. Первый документ, который вчерашний студент подписал в отделе кадров, ─ обязательство хранить государственную тайну. Все разработки конструкторов шли под грифом «Секретно», как и вся жизнь изобретателей и учёных. Не болтать лишнего было привычно того времени.

«Их поселили в большой зал, где было много кроватей. Он это время вспоминает с удовольствием, было дружно и весело. У людей был эмоциональный подъём, ехали поднимать промышленность, что-то делать для страны», ─ рассказывает дочь инженера Анатолия Грисюка Елена Грисюк.

Завод не имел названия, только номер почтового ящика ─ 92-й. Это теперь известно, что на производстве стояли приборы для систем реактивного вооружения и космической техники. Здесь, затаив дыхание, следили за первым полётом в космос. На то были особые причины. Побывать первыми в космосе означало для страны стать лучшими на планете. Позже все, кто имел к этому отношение, получили награды. Но и они были засекречены. Постановление об их присуждении не публиковали в газете «Правда». Анатолий Грисюк был удостоен высшей награды СССР ─ Ленинской премии в так называемом закрытом варианте. В документе, который хранится в семье инженера, указано: «За работу в области специальных электронных приборов». Дочь Елена, технолог, которая позже пришла на этот завод, рассказывает:

«Производство было секретное, очень мало рассказывал, я только знала, что делал лампы для приборов для космоса, для обороны. Было понятно, что это секретные разработки. Он был занят этой работой постоянно».

Елена Анатольевна даже в воспоминаниях осторожна ─ государственная тайна.

Две дочери фронтовика бережно хранят воспоминания об отце, мирную часть его жизни охраняет государственная тайна. Та, что была на виду ─ семейная, обыденная: работал на даче, выращивал помидоры, играл на домре, любил ремонтировать часы, шить. О войне рассказывать не любил, но дочери убедили написать для внуков, для будущего, для мира.

Подбираясь к Москве, враг километр за километром отвоёвывал нашу территорию, занимал посёлки и города. Елец был стратегически важен: через железную дорогу из Сибири в столицу эшелонами доставляли боеприпасы, продовольствие, пополнение. Небо тоже было захвачено немцами. С него тысячами падают бомбы и деморализующая самоуверенность захватчика, запечатлённая на листовках: «Возьмём Елец, войне конец».

Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Грисюка:

«Основные дороги были заняты немцами, пришлось идти по бездорожью. Пушки тянули тракторами. Декабрь, а мы ─ в летней форме. Машины пришлось сжечь, чтобы немцам не достались. В обоз с едой попала бомба, ели, что найдём. В старой церкви нашли мешок крупы и убитую осколком снаряда корову. Её разделали и сварили».

Командир орудийного расчёта Анатолий Грисюк получил приказ задержать врага. Нашим войскам было важно занять Елец, отбросить немцев дальше от Москвы. Старшему сержанту всего 19, с ним ещё шестеро таких же, юных. Стоят насмерть. Враг сильный, пехота и танки изо всех сил рвутся к Москве. Силы неравные. Ближе к ночи пришлось отойти.

Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Грисюка:

«Утром смотрю в бинокль: немцы с тыла заходят колоннами. Идут уверенно, как на параде. Секунды раздумья, и даю команду: «Разворот на 180 градусов. По пехоте противника беглыми ─ огонь!». Немцы рассыпались по заснеженному полю и начали обстреливать наше орудие с пулемётов и миномётов. Снаряды кончились и если бы не помощь, которая пришла неожиданно, не писать бы мне этих воспоминаний».

На помощь подоспела 1-я батарея лейтенанта Новикова. Прикрывая отход нашей дивизии, он погиб в этой схватке. Ожесточённые бои за Елец шли четыре дня.

Это было первое боевое крещение и боевая медаль Анатолия Грисюка. Елецкая наступательная операция стала составной частью битвы за Москву. После освобождения город ещё полтора года оставался прифронтовым. Его продолжали бомбить, но захватить не удалось.

Медаль «За боевые заслуги» была первой и, пожалуй, главной для фронтовика. Он прошёл войну от первого дня до последнего. Мобилизовался в 1946 году, уехал на родину, подал документы в институт. Мечтал забыть о войне и выбрал мирную специальность инженера.

В чем уникальность разработок инженера Грисюка, мы сможем узнать лишь через 15 лет, когда с его личного дела снимут гриф секретности.

читайте также