«Затакт»: о творческом пути музыканта Юрия Башмета


Марина Монахова, руководитель пресс-службы Новосибирской филармонии, музыковед, рассказала о творческом пути музыканта Юрия Башмета.
28 марта 2017, 15:54
Вести новосибирск

28 марта 1986 года с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Арнольда Каца впервые выступил выдающийся российский альтист Юрий Башмет. На тот момент ему было 33 года.

Музыкант начал активно концертировать в 1976, он владеет практически всем репертуаром, созданным для его инструмента. Более того, многие композиторы писали музыку специально для Башмета и посвящали ему свои сочинения.

Дело в том, что он стал первым музыкантом в мире, который доказал: альт может быть виртуозным, артистичным, выразительным – в той степени, какая необходима для солирующего инструмента. До этого инструмент звучал лишь в оркестрах и ансамблях, причем чаще выполнял неведущую роль.

Благодаря Башмету, количество сочинений для солирующего альта значительно выросло, и альтисты, которые начинают сольную карьеру сегодня, без сомнения, благодарны своему старшему коллеге за те репертуарные сокровища, которыми они сегодня обладают.

Башмет проявляет себя не только как солист. Незадолго до выступления в Новосибирске в 1985, он начал дирижировать, а в 1986 создал камерный ансамбль «Солисты Москвы», которым руководит по настоящее время. С 2002 года он также является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

Сегодня его деятельность многообразна: музыкант не только выступает как солист и дирижирует, он проводит музыкальные конкурсы, осуществляет художественное руководство фестивалями, руководит уникальным Всероссийским юношеским симфоническим оркестром, ведет программы на телевидении, преподает. В октябре прошлого года музыкант выступал в Новосибирске и делился воспоминаниями об Арнольде Каце и Новосибирском оркестре, но не о совместных выступлениях, а о впечатлении от концерта, который он слушал во Франции.

«Оркестр был в прекрасной форме! – вспоминает Башмет. – Тогда солировал скрипач Максим Венгеров. Играли Чайковского. Очень хорошо! Но вдруг у Максима на скрипке порвалась струна. Он успел в паузе схватить у концертмейстера другую скрипку и доиграл на ней. Но, – видимо, на нервной почве, – Максим взял очень быстрый темп. А ведь это отражается на оркестре и дирижёре – они должны этому темпу соответствовать, и дирижёр должен быть предельно сконцентрирован, чтобы успеть показать все вступления инструментов, нигде не ошибиться, иначе все развалится. Я представил себя на месте Арнольда Каца — не позавидуешь. Но сыграли шикарно. Зал искупал их в овациях».

читайте также