«Затакт»: о творческом пути пианиста Ашкенази


Марина Монахова, руководитель пресс-службы Новосибирской филармонии, музыковед, рассказала о творческом пути выдающегося пианиста Владимира Ашкенази.
17 апреля 2017, 17:10
Вести новосибирск

17 апреля 1992 года в Новосибирске на сцене Большого зала филармонии состоялось сольное выступление выдающегося пианиста Владимира Ашкенази. Концерт вошёл в большое турне, маршрут которого распростерся от Хабаровска до Владивостока, через Иркутск, Новосибирск, Ташкент и далее — в направлении Нижнего Новгорода и Вильнюса.

Тур имел значение не только художественное, но и общественно-политическое и историческое, если угодно. Владимир Калужский оставил в газете «Вечерний Новосибирск» заметку об этом событии, он писал: «Казалось, что за последние годы мы уже открыли все тайники, в которых хранились явления художественной культуры, по тем или иным причинам недоступные читателям, зрителям, слушателям. И вот вроде бы изданы все «запретные» в прошлом книги, сняты с полок коробки с «опасными» фильмами, выпущены в свет записи «неугодных» певцов и музыкантов... И все же масштаб культурных разрушений в прошлом столь велик, что потребуется еще не один год для полного восстановления прав всех авторов, исполнителей и, разумеется, прав публики».

Этот пассаж в полной мере относился и к Владимиру Ашкенази, поскольку его имя на долгие годы оказалось вычеркнуто из жизни нашей страны.

Еще в середине пятидесятых пианист стал одним из победителей Международного конкурса им. Шопена в Варшаве, затем последовала победа в Брюсселе и, наконец, в 1962 году – победа на конкурсе им. Чайковского в Москве. Виртуозное мастерство, темперамент и азарт молодости поставили тогда имя Ашкенази в ряд наиболее ярких отечественных исполнителей. Тогда же, в 1960-е, пианист дал несколько концертов в Новосибирске с Академическим симфоническим оркестром филармонии. Вряд ли кто-то мог тогда предположить, что следующая встреча нашей публики с ним произойдёт через 30 лет.

Волей обстоятельств он оказался одним из первых советских исполнителей, «порвавших с системой». Женившись на пианистке из Исландии, стажировавшейся в Московской консерватории, Ашкенази невольно вступил в борьбу с законами тоталитарного государства, берущего под контроль личную жизнь своих граждан.

Стажировка закончилась, молодые супруги расстались. А в середине шестидесятых Ашкенази после гастролей остался в Лондоне, чтобы соединиться с семьей. С тех пор его имя исчезло с газетных и журнальных полос, записи с его исполнением больше не транслировались по радио. Вышедший в Москве в 1985 году справочник «Современные пианисты» даже не упоминал его имени.

Карьера Ашкенази на Западе тем временем развивалась вполне успешно, он начал дирижировать, в 1981 году стал дирижером Лондонского филармонического оркестра.

В 1989 году пианист впервые после долгого перерыва выступал в Москве, тогда и возникла идея большого российского турне, в которое вошёл Новосибирск. Эти гастроли стали своего рода актом возвращения имени Ашкенази в круг современных художественных явлений, находящихся в поле восприятия российского слушателя.

читайте также