Оппозиция Новосибирска объединилась, чтобы создать теневое правительство


В Новосибирской области будет еще одно правительство - теневое. Оппозиция объединилась, чтобы развенчать славу региона как тихой гавани.
22 июля 2012, 15:28
Вести новосибирск

Политически активной части жителей Новосибирской области одного правительства катастрофически мало. И вот группа представителей оппозиционных партий и общественных организаций взялась организовать параллельное - народное, теневое правительство. Среди его задач заявлены гражданский контроль за действиями официальной власти, продвижение инициатив снизу, экспертиза социально-важных законопроектов и подготовка своих, альтернативных предложений.

Сергей Дьячков, член инициативной группы по созданию народного ("теневого") правительства Новосибирской области: "Есть специалисты по разным отраслям, по разным общественным вопросам, на сегодня распределены некоторые обязанности, и люди уже начинают решать, оппонировать официальному правительству, начинают готовить альтернативные варианты решений".

Персональный состав "народного кабинета" организаторы пока не раскрывают. Вероятно, взвешенно распределяют портфели. Но через несколько недель обещают публично выйти из сумрака. Эксперты ждут.

Илья Пономарёв, депутат Государственной Думы Российской Федерации: "Самое главное, чтобы жители области поверили, что эта власть может стать основной. Если она не может стать основной, то какой смысл обращать внимание на ее деятельность, это будет очередное сотрясание воздуха. Поэтому я и говорю, что люди, которые там должны быть, они должны быть серьезные, взвешенные и известные людям".

Политолог Алексей Мазур считает, что пока шансы на конструктивное сотрудничество невелики: министры-дублёры - политические оппоненты действующей власти, да и сомнения в уровне компетентности "теневиков" будут способствовать предвзятому к ним отношению. Вариантов развития событий два. Либо оппозиционный кабинет станет карикатурой, либо всё же не без пользы встроится в политическую систему области.

Алексей Мазур, журналист, политолог: "Если те люди, которые себя заявляют теневым правительством, будут работать, если они будут работать с правовыми актами, если они будут пытаться оппонировать и контролировать действующее правительство, то через год или два они обретут эту компетенцию какую-то, чтобы если и не управлять, то хотя бы говорить управленцам, что именно нужно делать, в каком направлении действовать. У нас большая проблема, что у нас в правительстве, в администрации сидит много умных, компетентных людей, которые, однако, не понимают, что им делать. То есть они не понимают, в чём запрос общества, чего общество-то от них хочет".

Есть, правда, и гораздо более категоричные мнения экспертов.

Сергей Козлов, политолог: "Не верю! Потому что там, где у оппозиционеров три лидера, там четыре премьера - будущих, условно говоря, в правительстве. Каждый за себя, таков закон джунглей. Каждый пытается друг друга объегорить, подсидеть и так далее. Мы живём в реальном мире. И ни одна попытка объединения оппозиционных сил успехом не увенчалась".

Теневые кабинеты в некоторых западных демократиях действуют очень давно. Но там это лишь технический инструмент привычного круговорота политических элит.

Сергей Куликов, историк, политолог: "Оппозиция и власть должны понимать, что они, во-первых, придерживаются общих ценностей, общих целей, но разных методов. Отсюда, соответственно, и нет боязни, например, в случае поражения, что вас посадят в тюрьму, уничтожат, распустят... И поэтому в англо-саксонских странах приход к власти той или партии - например, лейбористской или консервативной - нет конца света! Они все знают, что пройдет немного времени или чуть больше, и они снова придут к власти. Там слово "оппозиция" - оно несколько условно".

Шансы стать инструментом эволюции, а не революции есть и у новосибирского народного правительства. Если оно реально заработает.

Сергей Дьячков, член инициативной группы по созданию народного ("теневого") правительства Новосибирской области: "Мы просто готовим кадры. Народное правительство, наверное, не готово сейчас ещё заменить официальное, но полагаем, что со временем люди, которые получат квалификацию у нас, которым будет верить народ - им просто некуда будет больше податься, их выберут".

Примеры прихода людей к реальной власти под флагами оппозиции у нас уже есть. Пусть и на волне злорадно-апатичного голосования, в марте прошлого года мэрами трёх городов стали коммунист Илья Потапов, Андрей Нешин при поддержке "Справедливой России" и Владимир Максимов от либерал-демократов. Что изменилось за полтора года? Потапов остаётся в КПРФ. Нешин вскоре после избрания стал участником пропутинского "Объединенного народного фронта". Из Куйбышева информации, увы, очень немного, но, судя по всему, Максимов вписался в местный механизм управления. Анализ данных общественной приёмной губернатора области подтверждает: никаких тектонических сдвигов в народном сознании появление глав от оппозиции тоже не вызвало. Горожане, как и раньше, обращаются к власти, в основном, по вопросам жилья, коммуналки, благоустройства. Да и персональная работа мэров с населением вполне сопоставима с общеобластной картиной. Правда, бердский градоначальник за шесть с половиной месяцев уже почти перекрыл прошлогодний показатель личных приёмов граждан. Эксперты полагают, что хоть и не обвально, но разбавление власти представителями оппозиции в стране и области будет продолжаться. А кто и как ведет себя на конкретной позиции - вопрос уже, скорее, личных качеств.

читайте также