Открытая полемика в Интернете двух новосибирских музыкантов о шарлатанстве в джазе всколыхнула весь мир


Что такое современный джаз, нуждается ли он в обвинителях и адвокатах? Съемочной группе представилась редкая возможность узнать это из первых уст на репетициях международного фестиваля "Сибирские джазовые игрища".
17 марта 2012, 15:29
Вести новосибирск

Новосибирские музыканты, когда-то звучавшие в унисон, всю неделю жарили в разных тональностях. Основатель новосибирского биг-бэнда, саксофонист Владимир Толкачев опубликовал в Интернете открытое письмо, в котором задел своих коллег. Толкачев усомнился в профессиональных качествах приезжих исполнителей нового джаза. И в этой самой авангардной возне.

Владимир Толкачев, художественный руководитель и дирижёр биг-бэнда Новосибирской филармонии: "Вот такая вот возня мешает возникновению музыки. И очень часто заканчивается откровенным шарлатанством, как продемонстрировали некоторые концерты с моим участием. То есть я тоже шарлатан, в каком-то смысле. Но я нашел в себе силы это признать".

Себя Толкачев считает музейным смотрителем, охраняющим классические образцы джаза от коррозии времени. Его оппонент - пианист и композитор Роман Столяр отстаивает право джаза на многообразие и рискованные эксперименты. В своем ответном открытом письме он допускает, что джаз умер. Но тут же восклицает: "Да здравствует джаз!".

Роман Столяр, композитор и пианист-импровизатор, участник фестиваля "Сибирские джазовые игрища": "Надо понимать, какой джаз умер. Потому что умерли люди, которые его создавали. И сейчас молодое поколение создает новый джаз. Может быть, это уже не называется словом джаз, может, следует называть его как-то иначе. Я называю его "новая импровизационная музыка". И там действительно мало структурных элементов, которые связаны с тем джазом".

Джаз хоронят уже больше полувека. Рембрандт Фрэрихс приехал в Новосибирск доказать музыкой своего трио, что музейные артефакты классического джаза только украшают поиск новых форм.

Рембрандт Фрэрихс, лидер джазового трио (Нидерланды), участник фестиваля "Сибирские джазовые игрища": "Наша музыка основана на классических традициях. Джаз давно признали классическим искусством. Джазу исполнилось сто лет, а первую запись осуществили еще в 1917 году. Но я не вижу никакого противоречия между старой музыкой и новаторской. У нас на родине нет разделения на классический джаз и новую импровизационную музыку. Джазмены играют вместе".

В импровизационной музыке исполнитель не может прикрыться великой мелодией, как щитом. Спонтанность проявляет композиторский талант музыканта. Или его отсутствие.

Владимир Толкачев, художественный руководитель и дирижёр биг-бэнда Новосибирской филармонии: "Если сравнивать этот бессодержательный объем джазовой продукции и те традиционные штампы, то я предпочту второе".

Выходя на сцену, инструменталист каждый раз заново сдает экзамен, получает аттестат своей джазовой зрелости. А публика принимает его в меру своей музыкальной "испорченности". Для равноправного обмена идеями нужна подготовленная публика.

Абду Салим, саксофонист, участник фестиваля "Сибирские джазовые игрища": "Для меня каждый концерт - скорее, диалог, в котором 50% успеха зависит от музыканта, и столько же - от публики. Я приехал в Сибирь, потому что хотел узнать, какая здесь аудитория, какие музыканты. Для своих ансамблей я ищу музыкантов, близких мне по духу. Подчас даже музыкальная история человека вторична, важнее личность".

Джазовый менеджер и барабанщик Сергей Беличенко в дни фестиваля "Сибирские джазовые игрища" отметил 65-летие биологической и 50-летие джазовой жизни. За эти полвека джаз признали классическим искусством.

Сергей Беличенко, джазовый менеджер, барабанщик: "Я всегда интересовался различными разновидностями джаза. Какое-то время своей джазовой жизни я посвящал авангарду, к традиции. К джазу я отношусь с еще большей любовью. поскольку он модифицировался, усложнился и стал одним из великих жанров музыкального творчества".

Носитель джазовых традиций Игорь Дмитриев призывает не навешивать ярлыки. И вообще не верить на слово. Джаз - магия, которая не поддается описанию. На пути к музыкальному совершенству любые классификации излишни.

Игорь Дмитриев, джазовый пианист: "Мне кажется, в джазе сколько исполнителей - столько и стилей. Что касается импровизационной музыки: если она содержит свинг, я стал бы ее называть джазом. Если нет - просто импровизационной. Но на самом деле это даже не важно. Как говорил персонаж "Карнавальной ночи" Огурцов, надо чтобы музыка тебя брала, тебя вела, но не уводила".

В публичной дискуссии джазменов победила дружба. Авангардисты высказали готовность просвещать публику и отделять музыкальные зерна от плевел. Традиционалисты - хранить гармонию и пополнять коллекцию музея джаза.

Роман Столяр, композитор и пианист-импровизатор: "Надо понять, что мы занимаемся одним делом, которое настолько многогранно, что на него возможны разные точки зрения. И одна точка зрения не противоречит другой, а дополняет. Мы говорим об одном и том же, подчеркивая разные аспекты и разные видения. А финальную точку ставят три момента: конкретный слушатель, история и время. Все. Больше ничего!".

читайте также